Через десять лет после прошлой прогулки, которой была посвящена страничка «Кузьминки весной», многое здесь изменилось, что-то восстановили и возродили, что-то уже опять начало приходить в запустение, Конный двор стали использовать по прямому назначению. Парк, кажется, стал более посещаемым и в большей степени предназначенным для прогуливающихся и отдыхающих горожан.
| На сей раз входим на территорию усадьбы с востока, от метро Волжская, по улице Заречье, идущей по кузьминскому парку. Первая на пути следования постройка усадьбы – она же самая значительная – Конный двор, творение выдающегося мастера московского ампира Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди в 1819-1823гг. Конный двор был заброшен, его центральная часть, Музыкальный павильон, сгорела в 1978г. Давно завершилась реставрация Конного двора, и даже задний фасад привели в порядок. Правда, говорят, что сгоревший Музыкальный павильон вновь отстроен не из того материала и потерял свои акустические свойства, но здесь проходят концерты камерной классической музыки и прочие концерты и представления. Чугунные скульптурные группы «Укрощение коня», точно такие же, как на Аничковом мосту, отлитые на уральских голицынских заводах, слегка облезли и покрылись ржавчиной.
|
|
| Внутри Конного двора тоже завершилась реставрация, открылись музейные и выставочные экспозиции, и частично двор стали использовать по прямому назначению. Тут в конюшнях держат нескольких лошадей, во внутреннем дворе устроен загон для тренировок любителей конного спорта. Кроме лошадей, во дворе обитает множество кошек.
|
|
| Гостевые флигели Конного двора, которые лет 12 назад были почти руинами, без штукатурки и краски, сейчас приобрели первоначальный ампирный облик. На фасадах фланкирующих Музыкальный павильон флигелей Жилярди повторил в уменьшенном виде тему арки. По парку возят отдыхающих на конных повозках, а детей катают на пони.
|
|
| Рядом с Конным двором находится Птичник, построенный в начале XIX века И.В.Еготовым, и переделанный в 1820-х гг. Д.И.Жилярди в Кузницу. Десять лет назад здесь с трудом можно было найти среди деревьев руины кирпичной постройки с четырьмя сохранившимися полуколоннами. Теперь этот величественный парковый павильон вновь отстроен, причем в виде, близком к первоначальному Птичнику, а не к Кузнице. Первоначально к центральному кирпичному объему, трапециевидному в плане, по бокам примыкали полуциркульные крылья-галереи, завершавшиеся небольшими флигелями, причем и галереи, и флигели были деревянными. Жилярди, перестраивая центральное здание в кузницу, устроил второй этаж и заложил проходы в галереи, которые были сломаны. Теперь галереи вместе с флигелями, насколько можно видеть, восстановлены в камне (или в железо-бетоне?). От остальной территории парка Птичник теперь отгорожен металлической оградой, за которой бродит мрачный «секьюрити» в черном. Назначение павильона неизвестно. Лестницы и цоколь флигеля уже успели потемнеть и покрыться заметными зелеными разводами.
|
|
| Домик на плотине возрожден после нескольких пожаров. На этом месте, на плотине некогда стояла мельница. По одной из версий, имя работавшего здесь мельника Кузьмы дало название усадьбе. Деревянный двухэтажный домик, который теперь восстановили, был построен на каменном основании прежнего мельничного дома в 1844г. архитектором М.Д.Быковским в характерном для него эклектичном стиле. В нижнем этаже дома теперь разместилось кафе. Тенты на его летней площадке, отгороженной настоящем плетнем, почти закрывают первый этаж. На берегу пруда тоже разместились кафе, только проще и дешевле. К берегу пришвартован парусник для развлечения посетителей парка. Наверное, тоже кафе. Проходим через плотину. На другой стороне речки находится Ванный домик, или Банный домик, или Мыльня, построенная в 1816-1817 гг. Д.И.Жилярди. Первоначально он был деревянным на каменном основании. В результате пожара 1990-х гг. от него осталось только каменное основание и две облезлых колонны. Теперь Мыльня восстановлена во всей красе, видимо, из камня. Домик предназначался некогда для мытья, а теперь является частью Музея Москвы. Он окружен забором из стальных прутьев. Каменный цоколь и ступени лестниц, то есть части, которые остались от сгоревшей постройки, уже успели покрыться серым и зеленым налетом.
| |
| Проходим вдоль Нижнего пруда и подходим к Садоводству. Теперь в корпусах садоводства разместилась частная школа, внутренний двор огорожен забором, и войти внутрь невозможно. Можно только посмотреть на задний фасад одного из корпусов. Дальше по дорожке – Серая Дача, деревянный домик с мезонином, где жил главный садовник, а потом разместился музей К.Г.Паустовского. Дом был построен в 1831г., в 1851г. его перестроил М.Д.Быковский. Он был выкрашен серой краской и впоследствии сдавался внаем, поэтому получил название Серая Дача. Здание имеет такой же вид, как десять лет назад. Пожалуй, осенью, среди листьев, она смотрится интереснее. Еще дальше по дорожке, идущей к въезду усадьбы, находится действующий зверинец, который был уже закрыт. Кажется, он появился недавно.
|
|
| Путешествие заканчивается посещением регулярного парка, так называемых «Двенадцати просек». Парк распланировали в конце XVIII века в бывшей роще за усадебной церковью. 12 идеально прямых аллей сходятся к одному центру. По одной из них проходим к центру парка, отмеченному идеально круглой клумбой. Вдоль аллеи растут старые липы, вид парка довольно заброшенный. От центра проходим по другой аллее, вдоль нее растут сосны. Она приводит к какому-то, совсем не главному выходу с территории усадьбы в город. Оттуда можно добраться до автобуса, идущего к метро.
|
На схеме усадьбы маршрут осеннего путешествия отмечен красной линией:
|