Дворец Разумовского на Гороховом поле

Улица Казакова, д.18.


Фото 1970-x гг.
Центральный ризалит. Фотография 1970-х гг.

Фото 1970-х.

Фото 1970-х.
Крыло главного корпуса. Фотографии 1970-х гг.

Фото 1970-х.
Южный фасад главного корпуса. Фотографии 1970-х гг.

Из пояснительных записок к проектам реставрации, писем чиновникам (1980-е гг.)

Усадьба Разумовского "на Гороховом поле" (улица Казакова 18) - один из красивейших ансамблей Москвы периода расцвета русского классицизма. Строительство ансамбля относится к самому началу XIX века (1799 - 1806 гг.). Долгое время автором проекта по стилистическим данным считался М.Ф.Казаков, однако, документальные свидетельства, которые подтвердили бы авторство зодчего, найдены не были. В документах, связанных со строительством усадьбы Разумовского, названо имя архитектора, "по указанию и под распоряжением которого произведено было строение". Это известный московский архитектор А.А.Менелаc, который с 1785 по 1803 г. служил под началом Н.А.Львова. Именно поэтому в литературных источниках упоминается в качестве возможного автора проекта усадьбы и имя Львова. Называется и Ч.Камерон, работавший в этот период в Москве. Но уже в 1800 году Камерон уезжает в Батурин, где проектирует и строит усадьбу Разумовского.

До нашего времени усадьба дошла в искаженном виде, главный дом перестраивался XIX веке, исчезли оранжерея и манеж. Были засыпаны пруды и устроены стадионы и спортплощадки в парке современным пользователем - Комитетом по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР. Однако, сохранившиеся архивные материалы и исследования сооружений дают возможность составить представление о первоначальном архитектурном облике усадьбы в целом.

Центр усадебного ансамбля - двухэтажный дворец с трехэтажной средней частью, украшенной нишей - лоджией и портиком ионического ордера. Ризалиты с балконами в двухэтажных крыльях и полукруглые открытые галереи по второму этажу с белокаменными колоннами дорического ордера, расположенные на открытых аркадах нижнего этажа (в полуциркулярных крыльях). Парадный вход располагался в открытой нише через второй этаж. Открытые лестницы размещены в полукруглой в плане нише между двумя выступами портиков. Лестницы были украшены скульптурами львов и статуями в нишах (ныне не существуют). Не менее нарядным был и фасад, выходящий в парк, где на высоком цоколе размещалась полуротонда ионического ордера, с красивой каменной лестницей, ведущей в парк , и с балконом на крыше ротонды. В настоящее время ротонда не сохранилась, лестница наполовину разрушена, отсутствует ее ограждение-балюстрада.

Завершалась центральная часть дворца двухэтажными флигелями. Далее шла открытая галерея второго этажа, расположенная на широкой аркаде первого этажа. На "красную линию" выходят отдельно стоящие двухэтажные флигели.

Глубокий парадный двор оформлен овальной лужайкой с отдельными деревьями и фигурами львов (ограждение лужайки) и отделен от улицы высокой металлической оградой на белокаменных столбах, в которой расположены ворота на белокаменных пилонах.

Со стороны парка к дворцу примыкали здания оранжерей со встроенным между ними манежем (ныне не сохранились) . Террасированный парк с обширными прудами и аллеями свободной планировки, украшенный беседками, скульптурой и гротами, спускался к берегу Яузы.

Со стороны ул. Казакова к центральной части примыкает справа так называемый Гостевой корпус, построенный одновременно с дворцом и перестроенный в середине XIX века, слева к дворцу примыкает двухэтажный корпус, построенный в середине XIX века архитектором А.Г.Григорьевым. Первый этаж дворца выстроен из кирпича на белокаменном цоколе, с цилиндрическими и сомкнутыми сводами, стены второго этажа возведены частью из кирпича, частью из дерева. Из дерева возведены стены, закрывшие все ранее открытые галереи второго этажа. Все стены снаружи оштукатурены, первый этаж - руст под крупные блоки, ныне существующий руст "под шубы" сделан в середине XIX века. Декор фасадов выполнен из гипса и из дерева. Венчающий карниз кирпичных частей здания белокаменный, деревянных частей - деревянный оштукатуренный. Не менее интересны и интерьеры дворца, поражавшие "пышностью, красотой и большим вкусом" во времена А.К.Разумовского. Интерьеры парадных залов частично сохранились до нашего времени и могут быть восстановлены.

В 1827-1830 годах усадьба перешла во владение Опекунского совета. Здесь был размещен первоначально Сиротский дом, после 1842 года "Малолетнее отделение института оберофицерских сирот Московского воспитательного дома".

После 1917 года в усадьбе был размещен Институт физкультуры. В настоящее время здание приспосабливается под использование Всесоюзным научно-исследовательским институтом физкультуры Комитета по делам физкультуры и спорта при Совмине СССР.

Некоторые соображения по вопросу варварского отношения к уникальному творению русских зодчих XVIII-XIX веков со стороны его сегодняшнего пользователя - Комитета по делам физкультуры и спорта при Совмине СССР. Даже многолетнее использование дворца и дворцовых построек Институтом физкультуры с расположенными в залах тренажерными установками не нанесло памятнику архитектуры настолько существенного ущерба, как ремонтно-реставрационные работы, которые проводятся с 1977 года. Ремонтные и реставрационные работы проводят строительные организации общего профиля, ничего общего не имеющие со специальностью "реставрация". Это такие организации, как Главмосстрой, Союзспортпроект, Военпроект. С большим трудом проведены работы по пристройке Григорьева и по Гостевому корпусу. Ремонт фасадов, выполненный не специализированной строительной организацией, не отвечает требованиям, предъявляемым к реставрационным работам. В результате утрачены многие элементы архитектуры фасадов.

Работы по главному корпусу начаты в 1979 году, с тех пор корпус стоит пустой, с выбитыми стеклами, промокшими стенами ( так как крыши протекают и прорвало трубы на чердаке). Здание превращается в руину.

Но это все не главное!

Главное: По вопросу использования памятника архитектуры государственного значения.

Отношение к реставрации нет смысла перечислять, так как оно закономерно вытекает из неправильного использования; отсюда стремление к "современному" интерьеру, проект которого заказан в худфонде (есть согласие на это Инспекции), отсюда стремление отделаться от нас - договор нам не подписывают третий год.

Сама технологическая схема работы ВНИИФКа противоречит соблюдению условий сохранения, использования уникального памятника. Отдельные лаборатории института требуют полной изоляции друг от друга. Их работа, как правило, связана с установкой тренажеров, с подведением водопровода, была даже оборудована баня-сауна, что привело к частичному разрушению кирпичных стен первого этажа.

Уникальное здание должно быть использовано в культурно-просветительных целях. Дверец представляет собой прекрасное творение русского гения - сочетание замысла архитектора с высоким мастерством строителей XVIII - XIX веков. Москва посещается миллионами туристов со всех стран мира. Можно было бы, например, отдать дворец в пользование Государственному историческому музею или Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Оба эти музея нуждаются в помещениях для расширения экспозиций. Это было бы огромным вкладом и в популяризацию среди народов русской истории и искусства, и в эстетическое воспитание нашего общества.

Наши музеи часто принимают у себя и размещают различные выставки, союзные и зарубежные. Дворец Разумовского прекрасно мог бы быть использован для этих целей.

Прекрасный парк, являющийся также памятником русского паркового искусства, необходимо восстановить.

Пожалуй, не осталось в Москве подобного ансамбля, надо спасать его сегодня для москвичей, как образец наивысшего искусства московских зодчих. Разве мало сделано для спорта прекрасных сооружений, вполне отвечающих требованиям, предъявляемым к его современному развитию? Неужели нельзя взять у комитета ансамбль дворца Разумовского, тем более, что никакое его приспособление все равно не обеспечит ВНИИФКу удобной работы, а памятнику правильного использования.

Необходимо взять у Комитета парк, превратить этот кусочек природы в городе в место отдыха для москвичей, пока еще его не совсем застроили различными спортивными сооружениями.


Из письма в Советский фонд культуры (лично Д.С.Лихачеву?)

Приветствуя создание Советского фонда культуры, мы обращаемся к Вам с просьбой. Возьмите для размещения фонда прекрасный ансамбль, памятник архитектуры XVIII-XIX веков "Дворец Разумовского на Гороховом поле" (ул. Казакова 18). Тем самым Вы спасете от полного разрушения уникальное сооружение московских зодчих.

В настоящее время ансамбль занимает Спорткомитет СССР, а именно его научно-исследовательский институт. Долгое время во всех зданиях комплекса размещались учебные заведения и общежития для сотрудников, которые превратились в неблагоустроенные коммунальные квартиры.

До 1970-х годов здания занимал Институт физкультуры. После того, как арендатором стал ВНИИФК, кончилась его нормальная жизнь и началось превращение в сооружение, удобное для размещения лабораторий ВНИИФКа, а в центральной части главного дома соорудили баню-сауну для личного пользования руководства. Баня функционировала более 10 лет, за это время с фасада отлетела штукатурка, и начали разрушаться кирпичные стены. К Олимпиаде 1980 года дворец был включен в список олимпийских объектов, к концу 1979 года помещения были полностью освобождены, и начались строительные работы, которые нельзя было назвать реставрационными. К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы.

Дворец оказался не просто заброшенным, отсутствие хозяина привело к разграблению. Выламывались резные элементы дверей, уносили лепные детали, полы, даже лаги и балки, были сбиты львиные маски с замковых камней над окнами и арками. Крыша превратилась буквально в решето, что привело к интенсивному гниению деревянных конструкций. Рушатся деревянные перекрытия залов, украшенных лепниной, мрамором, позолотой, живописью. Такие картины помним мы только связанные с войной и фашистским зверством. Не надо воссоздавать погибшие памятники, такие как Сухарева башня или Красные ворота, по крайней мере сейчас, когда у нас на глазах гибнут сотни памятников. Что же, после их гибели мы займемся их воссозданием? Лучше потратить деньги на предотвращение их гибели.

В данном случае совершенно очевидным является тот факт, что Спорткомитету дворец не нужен. ВНИИФКу нужны помещения для размещения лабораторий (бокса, борьбы, бега, акробатики и т.д. и т.п.), в каждой лаборатории нужна вода (водопровод и канализация), в помещениях дворца это исключено.

Странно, существуют законы, карающие расхитителей государственной собственности, почему-то нет законов против арендаторов, преступно относящихся к памятнику архитектуры, можно ведь даже определить в денежном выражении сумму причиненного ему ущерба.

Если не вывести немедленно ВНИИФК из дворца, он в скором времени прекратит свое существование как памятник архитектуры, это страшное превращение в руины происходит у нас на глазах.

Помогите спасти уникальный комплекс, пока его еще можно спасти. Для этого надо срочно изменить его использование. Главный дом дворца может быть использован и для экспозиции, и для проведения концертов, собраний и пр.

Мы считаем, самое лучшее было бы передать его Фонду культуры. Все здания, вместе с пристройками 30-х годов XIX века, имеют объем около 70000 куб.м. Кроме того, сохранился прекрасный парк, спускающийся к Яузе террасами. В парке можно было бы восстановить пруды и живописную планировку, можно создать музей на открытом воздухе. Москвичи получили бы прекрасный культурно-просветительный центр.

Если представители правления Фонда культуры захотят ознакомиться с памятником, мы готовы показать как памятник, так и наши материалы и исследования.

Для наших потомков, перед которыми мы в ответе за наши дела, должны мы с вами встать на защиту уникального московского ансамбля.


Комментарий 2001г.: Письма, написанные в 1980-е гг., примерно 15 лет назад, ныне не утратили, к сожалению, своей актуальности. Странно, что усадьба еще вообще существует. С тех пор, как проводились работы в середине 1980-х, главный дом так и стоит частично неокрашенный, местами без штукатурки, издали видны голые доски (см. фото 1996г.). Он по-прежнему принадлежит каким-то высоким спортивным организациям. Они ничего не делают для сохранения памятника, а, напротив, продолжают разрушать его. В 2002г. в западном крыле произошел пожар, пострадал верхний этаж центральной части паркового фасада, сгорли кровля и фронтон. Все западное крыло осталось без крыши и перекрытий. После этого здание оставлено в таком состоянии разрушаться далее.

Фото 1996г.
Фотография 1996г. через решетку ограды парадного двора.

Известный москвовед С.К.Романюк писал в 1998г.: "Физкультурники так рьяно занимались там спортом, что довели бывший дворец до того, что он превратился почти в руину, на восстановление которой уже ни у кого нет средств".

Фото 1996г.
Центральная часть паркового фасада после пожара. Фотография 2004г.


НазадСемейный архив Г.И.СолодкаяВперед