Дом Грибоедовых на Новинском бульваре

Новинский бульвар, д.17

 

Из пояснительной записки к проекту реставрации

В середине XVIII века владение №105 (где находится сейчас дом 17 по ул.Чайковского) составляло единое целое с соседним владением №103 и находилось на земле Семеновского монастыря, после раздела этих владений участок земли под №105 имел площадь 999 кв.саж.[ М.В.Фехнер, с. 127]. В 1793 году это владение можно было найти по такому адресу: "приход девяти мучеников на Большой улице по Земляному валу, XII часть г.Москвы, 1 квартал, №1" ["Указатель Москвы",М.,1793,с.125], тогда оно принадлежало прокурорше Анне Алексеевне Волынской, урожденной Грибоедовой. После смерти А.А.Волынской усадьба с домом перешла к ее племяннику Алексею Федоровичу Грибоедову, а позднее к его сестре Настасье Федоровне Грибоедовой, матери Александра Сергеевича Грибоедова. В 1802 году Грибоедовы жили уже в деревянном доме, доставшемся им по наследству от А.А.Волынской.

В 1806 году Н.Ф.Грибоедова подала прошение в Управу Благочиния, из которого следует, что она собиралась увеличить жилой дом небольшой пристройкой со стороны дворового фасада: "к деревянным хоромам пристроить деревянную жилую пристройку длиной и шириной по две сажени и по одному аршину"[ ЦГАМ, ф.105, оп.1, д.2024].

"Двор Грибоедовых был типичной небольшой городской дворянской усадьбой, отгороженной дощатым забором. Внутри его стоял деревянный одноэтажный дом с многочисленными службами (96 кв.саж.). Позади двора располагался сад" [М.В.Фехнер, с.125]. Изображений фасадов дома того времени не сохранилось, о его внешнем виде можно лишь догадываться по сохранившемуся плану 1806 года и по воспоминаниям современников и друзей А.С.Грибоедова, посещавших его дом. В.И.Лыкошин говорит о "большой открытой галерее и площади", с которой модно было любоваться гуляньем "под Новинским"; по свидетельству А.М.Скабичевского, вход в дом располагался во дворе, где находилось парадное крыльцо [М.В.Фехнер, с.126].

Во время пожара Москвы 1812 года деревянный дом Грибоедовых, так же, как и службы во дворе, сгорел дотла. Между 1813 и 1816 годами Н.Ф. Грибоедова продала Кропотову свой сад (он занимал около трети ее владения), который был вырублен, и на этом месте был построен дом. План ее двора, составленный в 1816 году, хранится в ГИНТА, д.143 Пресненской части. Изображения фасадов этого дома не сохранились, но на плане 1816 года есть его краткое описание: он был двухэтажный с мезонином, верхняя его часть (второй этаж и мезонин) была деревянной, нижняя - каменной.

До пожара 1812 года дом был отодвинут вглубь переулка и был поставлен "по красной линии" лишь со стороны улицы; дом же, выстроенный в 1814 - 1816 годах был расположен на углу улицы и переулка, и имел, таким образом, два уличных фасада; вход в дом по-прежнему располагался со стороны двора и был оформлен парадным крыльцом. Окна мезонина были обращены в сторону переулка; полуциркульное чердачное окно выходило на бульвар. В Пушкинском доме хранится акварель первой половины XIX века с надписью "Подновинское - вид с балкона бывшего дома Гагарина; в крайнем доме слева родился А.С.Грибоедов" [Н.Р.Левинсон, П.Н.Миллер, Н.П.Чулков, Пушкинская Москва, М.,1937, с.128]. На этой акварели отчетливо видны балкон и лепные украшения фасада, выходящего на бульвар.

Чулков утверждает, что в августе 1820 года дом был "вновь совершенно перестроен и и занимал 8,5 покоев[Архив Чулкова в Музее истории и реконструкции г.Москвы], хотя ссылки на источник не даны. М.В.Фехнер же считает, что за период с 1816 по 1836 год дом "не подвергался каким-либо существенным переделкам" и ссылается при этом на планы 1816, 1820 и 1836 годов [М.В.Фехнер, с.128].

В 1826 году Н.Ф.Грибоедова еще владеет домом, который оценен в 20 тысяч рублей [В.Соколов, Указатель жилищ и зданий в Москве, М., 1826, с.265]. Н.Ф.Грибоедова умирает в 1833-34 годах, и в апреле 1834 года владельцем дома становится купец Иван Федорович Сидельников [Чулков, Архив в МИиРМ, папка 61]. В 1836 году в связи с перестройками в доме составляется новый план, на котором имеется изображение фасада, выходящего на переулок (возможно, первое известное нам изображение грибоедовского дома, так как акварель ПД датируется 40-ми годами XIX века). Со стороны переулка, видимо в 1835 году, был устроен вход (центральный оконный проем нижнего этажа превращен в дверь). В 1836 году "Сидельников увеличил дом двухэтажной каменной внизу и деревянной вверху пристройкой к торцу дома со стороны двора, чем исказил симметрию фасада по переулку" [М.В.Фехнер, с.129].

Во второй половине 50-х годов XIX века дом перешел во владение купцов Узковых (М.В.Фехнер считает, что это произошло в 1855 году, Чулков указывает на то, что дом принадлежал Сидельникову еще в 1858 году). В 1872 году к дому была пристроена парадная лестница со входом с улицы (она деревянная "в каменных столбах").

В 1873 году была уничтожена пристройка, сооруженная Сидельниковым, и на ее месте выстроено "двухэтажное жилое строение" [ГИНТА, д.143 Пресненской части], с каменным низом и деревянным верхом. "После этого дом принял тот облик, который он сохранял вплоть до перестройки 1911 - 1912 годов. "[М.В.Фехнер, с.129] - сохранились фотографии 80-х годов XIX века.

В 1874 году в журнале "Русская старина" появилась интересная заметка о доме Грибоедовых: "По словам обывателей, дом этот находится в прежнем виде, когда в нем жил А.С.Грибоедов, а именно, дом имеет два этажа и антресоли, нижний этаж каменный, верхний - деревянный, оштукатуренный... В этот дом к матери... приезжал внук персидского хана Хосрон-Мирза [Р.С., 1874, М., с.301].

Возможно, эта заметка является свидетельством того, что уличные фасады дома не подвергались значительным изменениям во второй половине XIX века, и дом представлял собой интересный памятник архитектуры послепожарной Москвы.

В 1911 году Усковы разделили бывшее владение Грибоедовых на три части, одна из них (с домом) отошла С.В.Ускову, который сразу же после раздела предпринял капитальную перестройку дома по проекту архитектора Толстых (предполагалось устроить две квартиры внизу и одну наверху) [ГИНТА, д.143 по Пресненской части].

В 1911 - 1912 годах была осуществлена следующая перестройка: "Дом был расширен каменной двухэтажной жилой пристройкой, примкнувшей к дворовому торцу пристройки 1873 года, деревянный второй этаж которой при этом был заменен каменным. В старую часть дома были встроены две каменные лестничные клетки. Вместо мезонина, акцентирующего центральный ризалит Грибоедовского дома, появилась мансарда. Лестничная клетка, возведенная в 1872 году, была превращена в жилое помещение. Главный вход с железным зонтом над ним был перенесен на фасад по Б.Девятинскому переулку. Тройное окно на втором этаже того же фасада было превращено в почти квадратный оконный проем. На месте установленного в 1836 году входа в первый этаж в центре фасада было восстановлено окно. Среднее окно первого этажа по Новинскому бульвару было превращено в дверь магазина, занявшего часть первого этажа, а окна по обе стороны этого входа - в витрины. Балкон был разобран, лепной декор фасада по переулку частично уничтожен, а некоторые детали перенесены на фасад по Новинскому бульвару."[М.В.Фехнер, с.131]. Во время Великой Отечественной войны дом сильно пострадал от пожара и позднее при ремонте мансарда не была восстановлена, лепные детали на фасадах были утрачены.

В процессе обмеров дома М.В.Фехнер установила следующее: "Все вертикальные и горизонтальные членения фасадов могут быть восстановлены с предельной точностью: после сноса пристройки к южному фасаду ширина дома по улице Чайковского восстанавливается по натуре; длину фасада по Б.Девятинскому переулку можно получить, учитывая, что ось симметрии проходит по середине третьего окна, и что восточная часть фасада осталась неизменной. Выступ ризалита торцевого фасада уничтожен только в нижней его части. Выступ центрального ризалита фасада по переулку с одной стороны также уцелел. Поясок, отделяющий цокольный этаж, сохранился почти на всем протяжении. Первоначальные окна существуют во втором этаже торцевого фасада, выходящем на улицу, и на неперестроенной части фасада по переулку. Вынос разобранного в 1911 - 1912 годах балкона показан на детальных чертежах арх. П.А.Толстых. Его решетка сохранилась, она стоит на каменной одноэтажной пристройке 1913 года. Однако, ее старые металлические стойки заменены бетонными столбами. Детали лепного декора придется воссоздать по фотографиям (сохранилась фотография, изображающая лепной венок с лентами - характерный орнаментальный мотив в архитектуре московских домиков, построенных после пожара 1812 года. Остальные лепные детали могут быть восстановлены в соответствии со снимком конца XIX века (фототека ГИМ) и по аналогии с деталями других московских домов того времени. О лирах и гиппокампах на доме Грибоедова упоминается в книге "Пушкинская Москва". Барельефы под балконной дверью сходны с барельефами дома на углу Смоленской площади и Рещикова переулка.

По мнению М.В.Фехнер, "при Грибоедовых парадная лестница дома могла быть расположена только вблизи входа через парадное крыльцо, ибо во всех двухэтажных жилых домах первой трети XIX века лестницы в парадные анфилады вторых этажей всегда вели непосредственно из главных сеней... Дом был с анфиладой парадных комнат и деревянной внутренней лестницей в центре; такая планировка типична для жилых домов послепожарной Москвы." "Внутренняя отделка комнат, конечно, не дошла до нашего времени. Из дверей уцелела только одна в нижнем этаже, она типична для первой трети прошедшего столетия; на другой двери позднейшего времени сохранилась старинная ручка, перенесенная с более старой двери".


Комментарий 2001г.: В начале 1970-х гг., когда готовился проект реставрации, в доме Грибоедова произошел пожар, практически полностью уничтоживший верхний, деревянный этаж. Реставраторам удалось восстановить его в камне, повторив близкий к первоначальному ахритектурный облик. Был восстановлен балкон с решеткой на торцевом фасаде по Новинскому бульвару, создан лепной декор на основе старых фотографии и по аналогии с деталями других домов того времени (см. фотографию 1996г. в начале).

НазадСемейный архив Г.И.СолодкаяВперед