Сенат в Кремле (архитектор М.Ф.Казаков)

Фото 1996г.

Из книги В.Я.Либсона "Возрожденные сокровища Москвы"

"Проект здания Сената (Присутственных мест) был утвержден Екатериной II в 1776г., но сооружение его продолжалось двенадцать лет. Первоначально руководство постройкой было поручено архитектру К.Бланку, но с 1779г. Казаков сам стал во главе строительства. Среди его помощников следует назвать И.Еготова и И.Селехова, впоследствии занявших видное место в истории русской архитектуры.

Здание имеет в плане форму треугольника со скошенными углами и образует три внутренних двора: центральный пятиугольный и два трапецеидальных. В вершине треугольника размещен круглый Свердловский зал, который представляет собой купольную ротонду. Эта излюбленная Казаковым архитектурная форма не раз применялась им в различных сооружениях Москвы. Наиболее совершенное вополощение эта форма получила в круглом зале Сената. Недаром современники называли его русским Пантеоном...

Круглый трехсветный зал обрамлен вдоль стен мощной колоннадой, поставленной с небольшим отступом от стены. Над колоннадой неширокая обходная галерея. Грандиозный купол перекрывает пространство зама пролетом почти 25м и высотой 27м. Огромные размеры купола вызывали сомнение в надежности его конструкции, и существует предание о том, что после снятия кружал автор проекта сам поднялся на вершину купола, чтобы наглядно показать его крепость. Особенность конструкции заключается в том, что распор купола гасится не стройной колоннадой, как это кажется, а стенами и наружными колоннами зала.

Исключительно красив скульптурный декор зала. В простенках между колоннами помещено 18 горельефных панно, прославляющих в аллегорической форме просвещение, законность, правосудие и добродетель. По документам, они выполнены талантливыми русскими скульпторами Г.Замараевым и И.Юстом. Композиция горельефов выполнялась по эскизам самого Казакова. Ему же, несомненно, принадлежит изящный рисунок фриза в антаблементе над колоннадой ионического ордера.

Выше, в нижней части свода купола, простенки между окнами заполнены скульптурными портретными медальонами в орнаментальном обрамлении. В уменьшающихся от основания купола к его вершине кессонах помещены розетки, первоначально лепные, а в XIX веке замененные металлическими.

Зал предназначался для торжественных собраний дворянства, но с постройкой Казаковым в 1784г. Колонного зала в Доме благородных собраний он утратил свое значение и был заброшен. В войну 1812г. зал Сената пострадал от взрывов. С 1813г. интендантство использовало его под склад, а с 1816 по 1850г. здесь размещался военный архив, пребывание которого нанесло значительный ущерб конструкции и особенно декору зала.

Только в 1856г., когда зал был передан Министерству юстиции, здесь под руководством академика Афанасьева были проведены восстановительные работы.

С 1917г. зал использовался советскими правительственными учреждениями, в нем неоднократно проводились поддерживающие ремонты. В 1961г. была проведена капитальная реставрация Свердловского зала по проекту архитекторов В.Либсона, И.Рубен, Г.Солодкой.

Реставраторы переступили порог зала, и он сразу же поразил их своими размерами, спокойной и строгой красотой, но, окрашенный в белый цвет без каких-либо градаций в тоне, он воспринимался как огромный гипсовый макет. Однако реставраторы, которым уже приходилось иметь дело с сооружениями Казакова, знали, какое огромное значение придавал мастер цвету в архитектуре интерьера. Здесь же все исключительное богатство пластического решения было как бы нивелировано и, лишенное контрастов, значительно проигрывало в своей выразительности. Воспользовавшись лесам, они приступили к поиску первоначального цветового решения зала, предполагая, что оно было иным.

Пробные расчистки обнаружили в ряде мест под многократными побелками глубокий синий цвет (близкий кобальту), служивший фоном для великолепного лепного декора. Такой же цвет был найден в кессонах (филенках) купола под позднейшими прокладками акустического картона коричневого тона, совершенно выпадавшими из общего колорита зала. На латунных розетках под побелкой открылись следы позолоты, а в нишах - отделка искусственным мрамором.

Параллельно с исследованием памятника зодчества велось изучение архивных документов. Так, наличие первоначального фона синего цвета подтвердили документы о покупке для "раскрашивания зала краски саксонского голубца", были выявлены месторождения естественного камня, применявшегося при возведении здания, и получены другие сведения, освещающие историю его строительства.

В результате трудоемкой, кропотливой работы были восполнены утраты в лепном декоре, укреплены все конструкции зала, воссоздана первоначальная цветовая гамма. Эта гамма, построенная на эффектном, излюбленном зодчим сочетании синего и белого тонов стен и купола с позолотой розеток, в еще большей степени усилила торжественность архитектуры, соответствующей сегодняшнему назначению Свердловского зала. Здесь вручаются правительственные награды и Ленинские премии.


Комментарий 2001г.:


НазадСемейный архив Г.И.СолодкаяВперед