Москва. Кремль. Колокольня Ивана Великого
20221130_210354

Комплекс, являющийся композиционным центром Кремля, включает в себя столп колокольни, звонницу и Филаретову пристройку. В 1505-1508гг. Бон Фрязин выстроил колокольню на месте церкви 1392г., в первом ярусе разместили церковь Иоанна Лествичника. В 1532-1539гг. Петрок Малый вплотную к северному фасаду колокольни начал возводить церковь Воскресения Христова, законченную в 1543-1552гг., и в 1555г. получившую название Рождественской. Столп колокольни, составленный из двух восьмигранных ярусов, имевших открытую аркаду для колоколов, был увенчан небольшим куполом. В 1599-1600гг. Борис Годунов, предполагая создать в Кремле грандиозный храм, распорядился надстроить колокольню. При этом немного изменилось оформление столпа. В 1624г. комплекс был дополнен Филаретовой пристройкой с шатровым звоном, возведенной Баженом Огурцовым. Тогда же началось преобразование Рождественской церкви в звонницу, облик которой сложился к концу XVIIв. Прежнее завершения храма сменилось трехпролетным ярусом для размещения колоколов. В 1754г. комплекс Ивана Великого ремонтировал Д.В.Ухтомский. В 1812г. французы взорвали комплекс. Столп уцелел, а Филаретова пристройка и звонница были разрушены до основания. В 1814-1815гг. колокольню отремонтировали, а другие здания восстановили по проекту И.В.Еготова и Л.Руска. В оформление сооружений они внесли черты классицизма начала XIXв. В 1952-1954гг. была выполнена частичная реставрация зданий. Высота колокольни, возведенной из кирпича с применением белого камня, первоначально составляла около 60м, после надстройки увеличилась до 81м. Из белого камня сложено мощное основание столпа. Стройность колокольни, плавное возрастание объемов достигается тем, что ярусы кверху незаметно утоньшаются. Открытые аркады звона, акцентируя переходы от одного яруса к другому, облегчают восьмерик. Плавный переход от восьмигранника третьего яруса к круглому барабану главы осуществлен с помощью килевидных кокошников. Ложные окна барабана повторяют пропорции окон в гранях восьмериков. Луковичная глава, выполненная из золоченой меди на металлическом каркасе, завершает столп. В ранний период стены колокольни были окрашены "под кирпич". Теперь цветом выделено только завершение столпа. Тройной пояс на барабане с храмозданной надписью Годунова составлен из медных листов. Пятиярусная звонница, завершенная куполом на мощном цилиндре барабана построена в 1814-1815гг. (Д.И.Жилярди, Л.Руска, И.В.Еготов) на фундаменте петроковской церкви. Авторы стремились приблизиться к древним формам, повторив соотношение четырехъярусного постамента и трехпролетного яруса звона. В обработку фасадов введены готические мотивы классицизма. Филаретова пристройка, восстановленная после 1812г. не полностью, характером обработки фасадов связана со звонницей и выделяется шатровым завершением.