Памятники архитектуры города Серпухова.

Кремль. Каменная крепость, в плане близкая к треугольнику и имевшая пять башен с тремя полубашнями, построена в 1556г. по повелению Ивана Грозного. Широкие невысокие стены напоминают стены московского Китай-города. Они сложены из массивных блоков песчаника. Стены обладали ярусом нижнего боя и внутренним боевым ходом с машикулями. Крепость успешно отражала осады крымских татар, польских интервентов, украинского гетмана Сагайдачного. В 1669г. пожар уничтожил деревянные кровли стен. С этого времени началось разрушение укреплений, потерявших уже оборонное значение, и к 1930-м гг. сохранилась только одна полубашня с частью западных и восточных прясел. В 1933-1934гг. остатки крепости почти полностью разобрали для нужд строительства московского метро. До настоящего времени сохранились два фрагмента восточной стены до уровня машикулей.


Фрагмент стены кремля. Фотография 2017г.


Фрагмент стены кремля. Фотография 2017г.

Троицкий собор (Кремль, Тульская ул.). Собор построен в кремле в 1696г. в стиле московского барокко. Храм типа "восьмерик на четверике" с тремя апсидами до 1807г. завершался пятиглавием. К западу от основного объема расположена шатровая колокольня XVIIIв., застроенная в 1837-1841гг. двумя симметричными приделами, оформленными в стиле ампир. При этом и все здание подверглось стилевой переработке. Были срублены элементы первоначального убранства - оконные наличники, лопатки на гранях восьмерика, многообломные карнизы. Фасады были оштукатурены, пятиглавие заменено одной фигурной главкой, пристроены боковые порталы в формах провинциальной классики. Был надстроен верхний ярус колокольни, и шатер приобрел характер обелиска. В 1967г. началась реставрация, при которой предполагалось вернуть собору первоначальный облик. Прежние формы были возвращены только колокольне.


Троицкий собор. Фотография 2017г.


Троицкий собор. Фотография 2017г.


Троицкий собор. Фотография 2017г.

Воздвиженская церковь Церковь построена в 1748-1755г. на средства прихожан на месте прежней каменной Георгиевской церкви. Массивный двусветный четверик перекрыт системой коробовых сводов с пятью гранеными барабанами. Храм с трех сторон был окружен сводчатыми арочными галереями-папертями, скрывшими низкий трехчастный алтарь. Церковь соединяется с колокольней переходом. Стены четверика, прорезанные тремя ярусами окон, убывают кверху по толщине, образуя внутри уступы. Фасады, расчлененные лопатками на два прясла, завершены широким фризом, ячейки которого первоначально заполняли декоративные кокошники, видные ныне под поздней штукатуркой. Проемы нижнего этажа, обрамленные белокаменным профилем, фланкированы полуколонками. Главы, колокольня и галереи утрачены в советское время. Памятник не утратил своего значения как представитель оригинального направления в местном строительстве XVIIIв.

Ильинская церковь (Ситценабивная пл.) Кирпичная церковь построена в 1758г. на средства купцов Поповых на месте каменной церкви XVIIв. Состоит из основного объема типа "восьмерик на четверике", трапезной с южным притвором и трехъярусной колокольни. Архитектура памятника представляет собой местную интерпретацию форм раннего барокко. Фасады четверика завершены фигурными тимпанами, барабан главы обработан волютами. Лепной декор выполнен, по-видимому, в XIXв. при ремонте здания. Колокольня восходит к образцам петровского времени. Масляная живопись, покрывающая своды и стены внутри здания, неоднократно подновлялась.


Ансамбль посадских церквей: Успенская,
Ильинская и Троицкая. Фотография 2017г.

Церковь Николы Белого (Калужская ул.). Церковь выстроена из кирпича в 1835-1837гг. на месте разобранного храма XVIв. Основной объем увенчан массивной купольной ротондой. К нему примыкают четырехстолпная трапезная и колокольня. Памятник принадлежит к произведениям московского ампира и по художественным качествам стоит на уровне столичных построек. Основными мотивами наружного убранства служат рустовка нижних частей стен и ионические колонны, образующие портики боковых фасадов и украшающие ярусы колокольни.


Церковь Николы Белого. Фотография 2017г.


Церковь Николы Белого. Фотография 2019г.

Печерская церковь (Ситценабивная ул., д.15). Церковь построена в 1804-1809гг. возле северной стены Воздвиженской церкви и служила ее теплым храмом. Кирпичное здание состоит из бесстолпного одноапсидного храма, завершенного низкой ротондой с плоским куполом, и небольшой трапезной. Из трех портиков уцелел только северный. Стены трапезной расчленены неглубокими филенками.

Успенская церковь Каменная Успенская церковь построена в 1740-х годах. После пожара восстановлена в 1846-1854 годах в псевдорусском стиле на средства предпринимателя Н.М.Коншина. Вместе с Ильинской и Троицкой церквями образует ансамль посадских церквей. .


Успенская церковь. Фотография 2017г.

Покровская старообрядческая церковь (Чехова ул., д.83) Существующая кирпичная церковь построена в 1910 году в псевдорусском стиле по проекту архитектора М.Г.Пиотровича на средства местной фабрикантши и купчихи 1-й гильдии А.В.Мараевой, особняк которой находится рядом со зданием церкви. В 1986 году здание передано Серпуховскому историко-художественному музею..


Покровская старообрядческая церковь. Фотография 2017г.

Покровская церковь (К.Маркса ул., д.30) Церковь построена из кирпича в 1721г. на средства прихожан. От этого времени сохранился основной объем типа "восьмерик на четверике" и нижний ярус колокольни. Апсида и трапезная перестроены в 1830-х гг. При этом храм был стилистически переработан, фасады оштукатурены, расширены окна, изменен характер декора. От первоначального убранства остались лопатки на углах и кирпичный карниз с тройным поребриком. Сохранилась часть церковной ограды XIXв. с кирпичными столбами на белокаменном цоколе.

Сретенская церковь (К.Маркса ул., д.30). Церковь построена из кирпича в 1700-1702гг. От здания этого времени сохранились основной объем типа "восьмерик на четверике", завершенный двухъярусным барабаном с главкой, и трехчастная апсида. Мотивы декоративного убранства - пучки угловых полуколонн, оконные наличники с килевидным очельем - восходят к формам московского зодчества середины XVIIв. Сочные детали придают архитектуре памятника скульптурную выразительность. Трапезная с двумя приделами построена в 1814г. в стиле классицизма. Трехъярусная колокольня возведена в 1883г. От ее фрагментарно сохранился лишь нижний ярус.

Троицкая церковь (Володарского ул.) Кирпичная церковь построена в 1714г. Типологически принадлежит к московским посадским храмам второй половины XVIIв. Бесстолпный двусветный четверик перекрыт лотковым сводом и увенчан пятью миниатюрными главками на тонких барабанах. Он завершен ярусами кокошников, один из которых опоясывает верх фасадных стен, остальные скрыты поздней четырехскатной кровлей. Фасады украшены пучками угловых колонок и наличниками с килевидными очельями. Трапезная с двумя приделами и апсида заново перестроены в середине XIXв. Шатровая колокольня на квадратном основании стилистически и хронологически едина с церковью.

Владычный монастырь (Октябрьская ул.) Монастырь основан митрополитом Алексеем на правом берегу Нары в 1360г. Уже в 1362г. в монастыре были построены каменные церковь и трапезная. Эти здания не сохранились. Существующий ансамбль сложился за два строительных периода, в конце XVIв. и в первой половине XIXв. В конце XVIв. строительство развернулось на средства, выделенные Борисом Годуновым в ознаменование победы над татарами, одержанной у стен монастыря 1598г. Был перестроен собор, созданы комплекс трапезной и надвратная церковь. В середине XVIIв. вокруг монастыря были возведены каменные стены с башнями. Монастырь, пришедший в упадок к концу XVIIIв., был реорганизован в 1810г. Расширилось монастырское строительство, коснувшееся жилых, хозяйственных и производственных зданий. Постройки этого времени не имеют большого историко-архитектурного значения. В 1970-х гг. проводилась реставрация ансамбля.

Схема монастыря, более подробная информация о постройках, фотографии

Высоцкий монастырь. Монастырь на высоком берегу реки Нары основан в 1373г. выдающимся церковным и политическим деятелем Сергием Радонежским по заказу серпуховского князя Владимира Андреевича. В 1381г. в монастыре были построены каменная церковь и трапезная. Эти здания впоследствии были перестроены, возможно, с сохранением древних оснований. До середины XVIIв. монастырь выполнял роль форпоста на южной границе Московского государства и пользовался особой поддержкой великих князей и царей. В 1556, 1570 и 1574гг. здесь останавливался Иван Грозный, позднее - Борис Годунов. На их вклады и пожертвования развивалось каменное строительство, особенно после пожара 1571г. при набеге хана Девлет Гирея, когда выгорели все деревянные строения. В XVIв. был перестроен собор и заложена основа существующего художественного комплекса, развивавшаяся до середины XIXв. До настоящего времени сохранились часть крепостных стен с башнями и большинство каменных построек монастыря. С 1967г. в монастыре начались восстановительные работы.

Схема монастыря, более подробная информация о постройках, фотографии

Распятский монастырь (Калужская ул., д.30). Монастырь основан в 1695г. под названием Новорождественского и просуществовал до 1764г. Из построек монастыря сохранились соборная церковь 1718-1719гг., надвратная церковь-колокольня, часть кирпичной ограды XVIIIв. с четырьмя угловыми башнями и восточными воротами.

Схема монастыря, более подробная информация о постройках, фотографии

Дом Коншина (Володарского ул., д.12/8). Кирпичный двухэтажный с антресолями и белокаменным цоколем дом в стиле классицизма построен в конце XVIIIв. Частично был перестроен в XIXв., в первой половине века обработан в стиле ампир, во второй половине века пристроен объем лестницы. На главном фасаде первый и второй этажи разделены широким лепным фризом. Центр второго этажа выделен пилястрами. Фасады украшены лепными венками с гирляндами.

Церковь Николы-Будки (Чернышевского ул.) Кирпичная церковь типа "восьмерик на четверике" построена в 1711г. Фасады были частично изменены во второй половине XIXв. Северный придел в стиле классицизма пристроен в 1780-1788гг., апсида перестроена в 1838г., трапезная - в 1850г.

Усадьба Соллогубов (Калужская ул., д.46/12). Усадьба создана в конце XVIII - начале XIXвв. Это единственная сохранившаяся городская усадьба эпохи классицизма и один из образцов почти полностью утраченной застройки этого времени. Главный корпус, два флигеля и конюшня объединены между собой кирпичной оградой с тремя воротами и расположены вдоль красной линии улиц Калужской и Революции. Двухэтажный кирпичный усадебный дом выстроен "покоем" на углу участка. Оба фасада, выходящие на улицу, решены одинаково. Каждый расчленен междуэтажным поясом на хозяйственный цокольный и жилой верхний этаж. Жилой этаж имеет анфиладу парадных комнат. Средняя часть фасада по Калужской улице выделена пилястровым портиком с фронтоном, по улице Революции фронтон заменен аттиком. Ордерные формы дома далеки от классических образцов. Подъезды со стороны двора сохранили чугунные козырьки на кронштейнах с рисунком XVIIIв. Архитектура флигелей скромнее. Ворота с калитками имеют симметричную композицию. Их пилоны декорированы пилястрами и розетками из белого камня.


Усадьба Соллогубов. Фасад по Калужской улице. Фотография 2019г.

Дом А.В.Мараевой (Серпуховской историко-художественный музей) (Чехова ул., д.87). Существующий каменный дом объединяет три разновременных постройки: северную часть первой половины XIX века, среднюю часть середины XIXв. и южную, построенную в 1900-г годах по проекту известного московского архитектора Р.И.Клейна в стиле эклектики с элементами неоклассицизма. Здание предназначалось для частного собрания картин, скульптуры и декоративно-прикладного искусства купчихи и фабрикантши Анны Васильевны Мараевой. В 1918 году коллекция была национализирована и не её основе в 1920 году создан Сепрпуховской историко-художественный музей, работающий здесь до настоящего времени и являющийся одним из крупнейших художественных музеев Подмосковья.


Дом Мараевых. Уличный фасад южной части здания. Фотография 2017г.


Дом Мараевых. Дворовый фасад. Фотография 2017г.

Дом Воронина. Двухэтажный с мезонином купеческий особняк рубежа XVIII-XIXвв. представляет собой характерный образец жилой архитектуры классицизма. Кирпичное оштукатуренное здание поставлено на высокий белокаменный цоколь. Дом, видимо, выстроен по "образцовому" проекту. Он обладает хорошими пропорциями и рисунком деталей. Фасады рустованы в пределах первого этажа. К торцу здания со стороны двора примыкает позднейшая лестничная пристройка. При доме сохранились ворота. Их пилоны, увенчанные фронтонами, имеют ниши для статуй.

Дома купца Боброва (Большой Высоцкий пер., д.41, 43). Оба жилых дома существуют с XIX века. Первый, одноэтажный кирпичный дом построен в 1840 г., второй, высокий одноэтажный деревянный на каменном основании - несколько более поздний.


Дома купцов Бобровых. Фотография 2017г.

Жилой двухэтажный дом (2-я Московская ул., д.73). Дом, по-видимому, существует с XIX века. Нижний этаж кирпичный оштукатуренный, украшен рустованными пилястрами. Верхний этаж деревянный двухсрубный, покрыт тёсом и украшен пилястрами с резьбой.


Двухэтажный жилой дом. Фотография 2017г.