Сан-Марино
|
Сразу после приземления в аэропорту Римини посещаем государство Сан-Марино. Дорога все время идет в гору. По преданию, здесь на горе Титано небольшая группа единомышленников-христиан под руководством некоего каменщика Марино, или Маринуса, скрываясь от преследования императора Диоклетиана в 301 году организовала общину, давшую началу свобдному государству, которое существует до сих пор. Марино был еще при жизни причислен к лику святых, и потому созданное им государство носит название Сан-Марино. Высаживаемся из автобуса, на некоторое время застреваем в магазинчике с местным вином и булочками, потом еще чуть-чуть в магазинчике с тряпками и кожей, и начинаем подъем по узким полого поднимающимся вверх улочкам и лесенкам, попутно любуясь видами средневекового города и окружающим его горным пейзажем, частично погруженным в густой туман. Легко удается добраться до центра и главного здания города и государства - Палаццо Публико (фото слева). Поднимаемся еще выше. На вершине горы показалась одна из средневековых крепостей, защищавших государство. Дойти до самой вершины не хватило времени. Важнее было пообедать в ресторанчике, примостившемся на площадке у края обрыва. . | |
Рим
|
| Пешеходная экскурсия по Риму начинается от вокзала Термини. Совем недалеко от него одна из наиболее известных палеохристианских церквей, Санта-Мария Маджоре (или Неве). По преданию, ее строительству предшествовало чудо явления Девы Марии папе Либерию I с повелением построить храм на том месте, где утром выпадет снег. На следующий день, 5 августа 352г., несмотря на летнюю пору выпал снег на холме, покрыв круглую площадку, на которой и стали возводить церковь. Она была полностью перестроена в Vв. при папе Сиксте III. Колокольня, самая высокая из романских колоколен Рима, высотой 75м, была построена в XIVв. Главный фасад в нынешнем виде выполнил Ф.Фуга в 1750-х гг. В лождии сохранились мозаики XIIIв. Далее путь идет в сторону самой древней части Рима. По небольшой улице, заставленной мотоциклами, выходим к месту, откуда открывается вид на Колизей. Колизей (Амфитеатр Флавия) начали строить в 72г. при императоре Васпасиане. Строительство завершилось в 80г. при его сыне Тите. Амфитеатр вмещал до 50000 зрителей, приходивших, чтобы наслаждаться зрелищем жестокой и кровопролитной борьбы гладиаторов. За минувшие века Колизей сильно пострадал, но сохраняет грандиозность и величие своего облика. |
| |
| | Пройдя через Форум и Капитолийский холм, попадаем на площадь Венеции, где возвышается величественное сооружение, называемое Викториан. Оно спроектировано Д.Саккони в честь Объединения Италии. Его начали строить в 1885г., и строительство продолжалось почти 40 лет. Центральное место в комплексе занимает конный памятник королю Виктору Эммануилу II, первому королю объединенной Италии. Широкая главная лестница ведет к Алтарю Отечества и могиле Неизвестного Солдата, погибшего в войне 1915-1918гг. По обеим сторонам лестницы расположены фонтаны, символизирующие Тирренское и Адриатическое моря. Здание венчает колоннада с двумя пропилеями, на которых стоят бронзовые квадриги, несущие крылатую Викторию. Миновав площадь Венеции по узким улочкам проходим к Пантеону, храму всех богов, построенному в 27г. до н.э. по воле Марка Агрипы, зятя императора Августа, и переделанному в 609г. при папе Бонифации IV в христианскую церковь Св. Девы Марии и Святых Мучеников. Огромный купол диаметром 43,3м имеет центральное отверстие диаметром 9м.
|
| Во время вечерней экскурсии по Риму удалось много увидеть, но мало сфотографировать. На вечернем снимке - фонтан Треви (на фото слева). Он построен в XVIIв. архитектором Сальви по заказу папы Клементия XII. В центре его статуя Океан, стоящая на колеснице, запряженной морскими конями и тритонами. В воду фонтана принято особым образом бросать монеты, чтобы, согласно поверию, еще раз посетить Рим. На следующий день, после музеев Ватикана, гуляем около Замка Ангела. Император Адриан строил это сооружение как мавзолей для своей семьи. В средние века замок служил папской крепостью, казармой, тюрьмой. По преданию, во время эпидемии чумы 590г. папе Григорию I Великому на этом месте явился ангел, предвещавший, что бедствие скоро закончится. С тех пор замок и мост, ведущий к нему из центра Рима, носят имя Святого Ангела. Сейчас в замке размещается музей. Мост, ведущий к замку Ангела, построен императором Адрианом (76-138гг.). Мост украшают десять скульптур ангелов, выполненные по замыслу Бернини. | | | |
| Сначала во время вечерней экскурсии по Риму смотрим на государство Ватикан из-за границы. Перед нами площадь Святого Петра. В глубине подсвечивается собор Св.Петра, самый большой и самый главный католический храм. Здесь, на правом берегу Тибра, считающемся местом истязаний христиан и казни самого Апостола Петра, еще в IV веке была построена церковь. После многочисленных перестроек в 1506г. архитектору Браманте было поручено создать новый собор. В работах участвовали Рафаэль, Перуцци, Сангалло. Микеланджело переработал проект и задумал строить храм в форме креста с огромным двойным куполом. Окончательный вариант выполнил в начале XVIIв. архитектор Мадерна. Он достроил собор в форме латинского креста и создал главный фасад. Позднее Бернини выстроил полукруглые колоннады вокруг площади. В центре площади был установлен древнеегипетский обелиск, по обе стороны от него - фонтаны работы Мадерна и Бернини. Следующий день начался с осмотра музеев Ватикана (справа). |
| После музеев Ватикана, и в том числе Сикстинской капеллы, где строго запрещается фотографировать, входим внутрь собора Св.Петра (слева). И затем проходим по площади Св.Петра, уже со стороны Ватикана. На посту у собора стоят швейцарские гвардейцы. Говорят, они решительно отказываются фотографироваться с туристами, и вообще они при исполнении. Поэтому пришлось снимать издалека. |
| |
Помпеи и Неаполь
| Едем из Рима на юг. Сначала посетили Помпеи, раскопки древнего города, погибшего в 78 г. н.э. под слоем вулканического пепла во время извержения вулкана Везувий. Проходим через кассы и турникеты на территорию бывшего города и проходим небольшой маршрут по его домам и улицам. Улицы города остались такими же, как были в начале новой эры. От многих построек остались только руины. Некоторые дома неплохо сохранились, даже интерьеры (фото слева). Центром города был Формум - большое пространство, окруженное главными общественными и религиозными зданиями. На прямоугольной площади размером 38х142м, окруженной портиками с трех сторон, проходили самые важные церемонии, а также представления и игры. В глубине площади возвышаются руины храма Юпитера. За ними виден Везувий. |
|
| Из Помпей едем в город Неаполь, расположенный неподалеку, немного ближе к Риму. Самые впечатляющие виды открываются с высокой дороги, проходящей над берегом моря. Отсюда видны городские дома, взбирающиеся на гору, виллы на берегу, Везувий, острова, в море древняя крепость Кастель дель Ово. От берега моря идем к площади Пьяцца дель Плебешито. Проходим королевский дворец, Палаццо Реале (на фото справа). Дворец был построен в 1602г. зодчим Доменико Фонтана для испанского короля Филиппа III. | |
Сиена
| Покинув Рим, едем на север, через Умбрию и Тоскану. По дороге посещаем гороод Сиену. Центр города интересен прежде всего тем, что здесь сохранилась сеть узких средневековых улиц, практически не изменившихся за многие годы. Все главные улицы выводят к площади Кампо, где доминирует здание муниципалитета, Палаццо Публико, увенчанное почти стометровой башней, Торре де Манджа. Здание построено в 1297-1342гг. |
|
| Интересна и сама площадь Кампо. Эта площадь, одна из самых красивых в Италии, имеет форму раковины, мостовые наклонены в сторону ратуши. Каждый год в августе на этой площади проходит праздник Палио, во время которого проводятся традиционные скачки, полные динамизма и драматизма. На площади находится фонтан с бассейном, украшенный многочисленными скульптурами. Путешественники набирают здесь питьевую воду и бросают монетки, а местные голуби моют оперение под струями фонтана. | |
Пиза
| Следующая остановка в городе Пиза. Когда-то это был важный город-государство на Тирренском море. Теперь море отошло, и здесь просто небольшой городок, но очень известный своими архитектурными достопримечательностями, прежде всего соборным комплексом с падающей башней. Соборный комплекс состоит из баптистерия, собора, кампаниллы (падающей башни) и памятников кладбища Кампосанто. Баптистерий начали строить в 1153г. Собор строился с 1063г. под руководством зодчего Бускето. Здание, крестообразное в плане, обработано белым мрамором. Строительсто кампаниллы началось в 1173г. Сразу же после возведения первого этажа башня стала клониться набок. Строительство приостановили до 1275г., когда зодчий Джованни ди Симоне попытался, продолжая строительство, выправить колокольню. Однако, позднее башня еще сильнее наклонилась. |
|
Флоренция
| Знакомство с Флоренцией начинается с площади Санта Кроче (Святого Креста). Величественная трехнефная церковь с тем же названием стоит здесь с XIIIв. Богато декорированный неоготический фасад относится к XIXв. Рядом с церковью установлен памятник Данте Алигьери. В церкви Санта Кроче находится надгробие поэта, родившегося во Флоренции в 1265г. Однако, Данте не был похоронен под этим надгробием, так как в результате политических интриг в 1302г. был изгнан из города навсегда и умер в Равенне. Там же он до сих пор и покоится, несмотря на все попытки Флоренции сюда вернуть его прах. На площади много средневековых домов, в том числе дом с настенными росписями, который видно на фото справа. |
|
| Неширокая улица ведет от пл. Санта Кроче к площади Синьории. Здесь расположен дворец Палаццо Веккио, который начали строить в 1294г. для городской администрации (синьории) по проекту Арнольфо ди Камбио. Зодчий возвел мощное квадратное здание с зубчатым завершением, напоминающее крепость. Герцог Казимо I в XVIв. перестроил здание под свою резиденцию, для него архитектор Вазари переделал интерьеры. Вдоль главного фасада установлено несколько скульптур, в том числе статуя Давида, выполненная в начале XVIв. Микеланджело. Сейчас оригинал находится в Галерее Академии, а у входа во дворец стоит копия. Рядом с собором стоит Лоджия Ланци, построенная в 1376-1391гг. архитекторами Бенчи ди Чионе и Симоне Таленти. Легкое, изящное строение, образованное огромными полукруглыми арками, является типичным для поздней готики. Внутри лоджии находится много ценных скульптур. На фотографии на переднем плане - гипсовая копия скульптуры Джамболоньи Похищение сабинянок (1583г.). |
|
| Баптистерий, то есть крестильня, был построен в IV-Vвв. на месте древнеримского сооружения. Облицовка восьмигранного здания менялась в XIв., а в 1128г. он был покрыт гладкой пирамидальной крышей. Грандиозный собор Санта Мария дель Фьоре - главная достопримечательность Флоренции. Он строился несколько столетий несколькими поколениями зодчих. В 1294г. архитектору Арнольфо ди Камбио было поручено построить новый собор на месте прежней церкви Санта Репарата. После 1332г. строительство продолжил Джотто, после его смерти собор строили А.Пизано, Ф.Таленти, Д. ди Лапо Гини. К началу XVв. было построено все, кроме купола. Был объявлен конкурс на лучший проект купола, который выиграл Брунеллески. К 1434г. огромный купол с применением системы связанных нервюр был построен, и в 1436г. собор был освящен. С площадки на крыше торгового дома на площади Республики, откуда сделана фотография, открывается вид на собор и другие постройки Флоренции. |
|
| Еще одна достопримечательность Флоренции - знаменитый фонтан Кабанчик (Порчеллино) в лоджиях Нового рынка. Он создан в 1639г. Пьетро Такка. В пасть кабанчика многочисленные туристы особым способом опускают монеты, чтобы исполнилось какое-то желание. Из окна галереи Уффици хорошо видна река Арно и мост Понте Веккио, сооруженный в 1345г. Нери де Фьораванти. Мост отличает череда небольших домов, стоящих по обеим сторонам. В этих лавках с XIVв. размещаются ювелирные магазинчики и мастерские. Поэтому мост еще называют Золотым. Над строениями моста и по берегу к нему идет Коридор Вазари, созданный для того, чтобы Козимо I мог переходить по нему из Палаццо Веккио в Палаццо Питти на другой стороне реки. |
|
Венеция
| В Венецию плывем на корабле из курортного местечка Лидо ди Есоло, где был ночлег. Кораблик идет в густом тумане, никаких берегов не видно, только на экране бортового компьютера в рубке видно, как берега лагуны проплывают мимо нас. Наконец появляется берег с домами и набережными, причаливаем. Это Венеция, набережная Сан-Марко. Дома тоже частично скрываются в тумане. Слева на фотографии набережная с церковью Санта Мария делла Пьета, где в XVIIIв. служил священником А.Вивальди. Проходим к площади Сан-Марко. Она тоже мокрая и частично погружена в туман. Верх знаменитой кампаниллы почти не виден (фото справа) |
|
| Ранним осенним утром на площади Сан-Марко видим немногочисленных туристов, ожидающих начала экскурсий, и почти столь же немногочисленных голубей, уже ожидающих традиционного угощения. Затем нас ждет катание на гондолах по мелким каналам Венеции. Проплываем мимо Моста Вздохов. Гондольер легко справляется с управлением, но вопреки ожиданиям не поет традиционных песен и вообще немногословен. |
|
| Следующая водная прогулка - на речном трамвайчике по каналу Сан-Марко, Большому Каналу и Джудекке. Проплываем церковь Санта Мария делла Салуте, а затем многочисленные дворцы на Большом канале, построенные в стиле венецианской готики. |
|