Кремль
Московский Кремль - центральный ансамбль города, символ исторических и художественных традиций России. Существующий ансамбль является результатом деятельности многих поколений. Начало его формированию положили в XIв. вятичи, создавшие на вершине Боровицкого холма центр торгово-ремесленного поселка, защищенный кольцевым укреплением. На мысовой части образовался второй укрепленный центр. Кольцевые оборонительные сооружения состояли из рва, вала и частокола. Следующий этап относится ко времени, когда "Москов" стал пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества. В XIIв. новая крепость объединила оба прежних центра. Укрепления отличались редким приемом: подошвы вала в внутренней и внешней стороны были укреплены деревянными конструкциями из длинных дубовых бревен. Вал завершали "заборала" - деревянные срубные конструкции. Внутри кроме дворов князя и его приближенных находились дворы ремесленников и деревянные церкви. После разгрома и пожара во время нашествия Батыя город быстро возродился. В XVIв. при Иване Калите, когда Москва стала центром княжества, резиденцией великого князя, а позже и митрополита, Кремль превратился в отдельную, главную часть города. Были возведены дубовые стены и башни. Окончательно основа современной структуры Кремля сложилась при Дмитрии Донском. В 1366-1368гг. была возведена мощная белокаменная крепость, занявшая почти всю современную территорию Кремля. Окончательно определилось положение основных ворот: Спасских, Троицких, Боровицких и Тайницких. В южной части крепости построили великокняжеский Терем, обращенный главным фасадом на юг, при нем в 1393-1394гг. выстроили каменную церковь Рождества Богородицы. К концу XIVв. с постройкой Благовещенской церкви сформировался ансамбль Соборной площади. Постепенно ветшавшие белокаменные укрепления ремонтировались во второй половине XVв., участок от Свибловой стрельницы до Боровицких ворот ремонтировали под руководством В.Д.Ермолина. Коренная перестройка зданий Кремля началась в последней четверти XVв. Первым начали строить Успенский собор, приняв за образец Успенский собор XIIв. во Владимире. Для выполнения работы был привлечен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, строительство завершилось в 1479г. В 1484-1486гг. псковские мастера возвели Ризположенскую церковь. Они же в 1484-1489гг. построили новый дворцовый Благовещенский собор. Велось строительство Великокняжеского дворца. От парадной части этого дворца сохранилось главное здание - Грановитая палата, построенная в 1487-1491гг. Марко Фрязином и Пьетро Антонио Солари. С постройкой в 1515-1508гг. Архангельского собора (Алевиз Новый) и колокольни Ивана Великого (Бон Фрязин) завершилось формирование Соборной площади. На рубеже XV-XVIвв. под руководством итальянских мастеров были построены новые стены и башни Кремля. Кремль получил современные очертания. Он являлся образцом фортификационного искусства своего времени. В 1508-1510гг. вдоль стен был прорыт ров, соединивший Москву-реку с Неглинной. Со строительством укреплений Китай-города, затем Белого города и Скородома оборонительное значение Кремля уменьшилось, и он перестал нуждаться в подъемных мостах и предмостных укреплениях, их постепенно разобрали. В XVIв. строительство в Кремле было направлено в основном на совершенствование уже созданных ансамблей. К колокольне Ивана Великого пристроили Воскресенскую церковь, перестроили Благовещенский собор, перестраивали и расширяли Царский дворец. К концу XVIв. торгово-ремесленное население оказалось вне Кремля, туда же переместился Торг. В 1600г., при Борисе Годунове надстроили колокольню Ивана Великого. Ее столп высотой 81м еще сильнее выделил Кремль. Пострадавший во время польско-шведской интервенции, Кремль был восстановлен в 1612-1620гг. В 1624г. появилась Филаретовская пристройка колокольни Ивана Великого. В 1625г. надстроили Спасскую башню. В 1635-1636гг. был построен Теремной дворец. Дворцовый комплекс обогатился новыми храмами. В 1642г. начали перестраивать Патриарший двор, его реконструкция производилась в 1652-1655гг. Выстроили собор Двенадцати апостолов, а жилые палаты расширили и надстроили. Великолепие Царского и Патриаршего дворцов дополняли сады из фруктовых и декоративных деревьев, снабжаемые водой из водопровода, устроенного в 1633г. Х.Галовеем, превратившим Свиблову башню в водокачку. В конце XVIIв. в Кремле были построены несколько зданий для государственного аппарата (приказов), более скромных по архитектуре. В 1660-1680-х гг. были отремонтированы и реконструированы стены и башни Кремля. Большинство башен было надстроено шатрами. Сохраняя неприступность, Кремль изменил свой облик благодаря декоративному оформлению башен. С переездом Петра I в Петербург Кремль потерял значение царской резиденции, но строительство здесь окончательно не прекратилось. В 1702г. началось строительство Цейхгауза (Арсенала)- хранилища оружия и музея воинской славы. Строительство было закончено только к 1736г. Здание придало северо-западной части Кремля торжественно-официальный вид и положило начало оформлению Кремля в стиле XVIIIв. Важнейшим этапом стал неосуществленный проект Кремлевского дворца В.И.Баженова. Южный фасад дворца, развернутый вдоль Москвы-реки на всю ширину Кремля, должен был господствовать над всем Замоскворечьем. Ивановскую площадь предполагалось заменить овальной, окруженной трибунами и высокой колоннадой. В 1773г. дворец был заложен, разобрана часть южной стены Кремля, началось строительство фундаментов, но в 1775г. строительство было отменено, официально - из-за возникновения трещины в Архангельском соборе. Через 20 лет появился казаковский проект перестройки Кремля, предусматривавший устройство "регулярных" площадей у Троицких и Никольских ворот с постройкой на них дворцов и правительственных зданий. Древние здания при этом бережно охранялись. Первым сооружением, выстроенным в Кремле в принципах классицизма стало казаковское здание Присутственных мест (Сенат). Купол Сената поднялся над стеной, обращенной к Красной площади. Казаков построил также Архиерейский дом и портик Чудова монастыря. В первые годы XIXв. в застройке Кремля появились псевдоготические элементы декора. Очень нарядной была готическая Екатерининская церковь Вознесенского монастыря (1809-1817гг.). В 1806г. появилась готическая надстройка Никольской башни. В 1812г. при отступлении из Москвы Наполеон взорвал многие постройки Кремля: Звонницу, Арсенал, Арсенальную, Никольскую, Водовзводную и другие башни. Восстановление вел в 1816-1817гг. Ф.К.Соколов, часть башен отстроено по проектам О.И.Бове. В XIXв. исчезли маломасштабные второстепенные постройки. В 1838г. был утвержден проект Большого Кремлевского дворца К.А.Тона, строившегося затем 10 лет. В следующие 2 года на месте Конюшенного двора была заложена новая Оружейная палата, а старая перестроена в казармы. В 1892-1898гг. над склоном кремлевского холма был сооружен грандиозный памятник Александру II по проекту А.М.Опекушина, В.В.Жуковского, Н.В.Султанова. В марте 1918г. Кремль стал резиденцией Советского правительства. Началось восстановление зданий, поврежденных во время боев 1917г. Памятник Александру II был снесен. Около 1930г. Вознесенский и Чудов монастыри снесли и построили здание Военной школы ВЦИК. Были разобраны небольшие церкви. В 1959-1961 на месте разобранных Офицерского, Гренадерского и Кухонного корпусов и старой Оружейной палаты был построен Дворец Съездов по проекту М.В.Посохина, А.М.Мндоянца и др.
Главные ворота Кремля. Расположены на месте Фроловской стельницы 1367г. Существующая башня построена в 1491г. Пьетро Антонио Солари. В 1516г. от башни через ров перекинули деревянный мост. До конца XVIв. над башней построен шатровый верх с двуглавым орлом. В XVI-XVIIвв. Спасские ворота использовались для выездов царя, торжественных выходов патриарха. В 1624-1625гг. Спасская башня первой из башен Кремля получила сложную надстройку: высокий восьмерик на двухступенчатом четверике, увенчанный восьмигранным шатром (мастера Бажен Огурцов и англичанин Х.Галовей). Лицевые фасады большого четверика украсили огромные киоты, килевидные верхи которых сливаются с опоясывающей верх четверика аркадой. Она служит парапетом гульбища. Стрельчатые формы арок перекликаются с шатриками в углах объема. Основа декора - резной белый камень. Из него же выполнены скульптуры галереи - фигуры львов и медведей. В сложный декор башни вкомпонованы часы. Первые часы в были установлены по проекту Х.Галовея. В 1707г. их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763г. часы вновь заменили, а в 1851г. их капитально ремонтировали братья Бутеноп. Ядро нижнего четверика - высокое помещение со стрельчатым сводом - охватывают четыре яруса обходных галерей, соединенные лестницами. Пятый ярус охватывает основание верхнего четверика. Верхний четверик, заполненный конструкциями часового механизма, чуть выше циферблата переходит в восьмерик. Завершающий башню шатровый звон внутри отделен плоским перекрытием. Размещенные под шатром колокола XVII-XVIIIвв. богато орнаментированы. Стрельница - монолитный четверик с аркой проезда в центре - приставлена к башне снаружи и завершена парапетом с зубцами. По верху в толще стен внутреннее помещение обходит сводчатая галерея, отмеченная на фасадах цепочкой небольших окон. Во время революции башня и часы были серьезно повреждены, в 1920г. отремонтированы.
Небольшая башенка, поставленная прямо на стену. На планах XVI-XVIIвв. на ее месте показаны четырехгранный объем, завершенный деревянным шатром. Современный восьмигранный шатер на кувшинообразных столбах выстроен в 1680-х гг. Название связано с легендой, что царь наблюдал с башни за событиями на Красной площади. Однако известно, что в башне размещались колокола кремлевской противопожарной службы. Башня хорошо сохранила свои первоначальные формы. Промежуточная глухая башня. Выстроена в 1490-х гг. Ее простой четырехугольный объем в 1676-1686гг. был надстроен шатровым четырехгранным верхом. Башня хорошо сохранила первоначальные формы. Назначением башни было размещение колоколов Спасского набата - кремлевской противопожарной службы. В 1771г. Екатерина II приказала вырвать язык набатного колокола, звонившего в дни "чумного бунта". Нижний ярус башни внутри имеет многокамерное помещение, связанное с ходовой частью стены лестницами и проемами.
Построена в 1490г. на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля. Название получила по находившейся рядом церкви Константина и Елены. Традиционно защищала подъезды от пристани, древнейшие связи Кремля с Великим посадом. Имела отводную стрельницу, которая соединялась с башней мостом, переброшенным через ров. В стрельницу можно было попасть через подъемный мост. В 1670-1680-х гг. над широким четвериком башни с машикулями и парапетом был возведен шатровый верх на арочном четырехугольном основании. Нижняя часть шатра прорезана слухами. В XVIIв. стрельница была превращена в застенок и названа "Пыточной". Ворота были закрыты. В 1707г. в башне были растесаны бойницы для пушек. В XVIII - начале XIXв. разобраны мост и стрельница, ворота заложены. Внутри над обширном сводчатым помещением второго яруса основного четверика поднимается верхний четверик, раскрывающийся в полость шатра, поделенного на ярусы плоскими деревянными перекрытиями.
Выстроена в 1487-1488гг. Марко Фрязином на месте прежней угловой башни. Название получила от примыкавшего к ней двора боярина Беклемишева. Внутри башни был устроен тайник-колодец. Цилиндр башни, поставленный на мощный цоколь, завершали машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих стен. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. В 1680-х гг. башню увенчал восьмерик, несущий высокий узкий шатер с двумя рядами слухов. Наверху шатра - сморильная башня. В 1707г., когда ожидалось наступление шведов на Москву, вокруг башни были устроены бастионы, бойницы растесаны для установки пушек. В 1917г. при обстреле пострадал верх башни, к 1920г. он был восстановлен. Внутри объем составляют три яруса круглых сводчатых помещений. Второй ярус связан с ходовой частью восточной стены, третий лестницей соединен с ходовой частью южной стены, а внутри имеет всход на низкий четверик, перекрытый сомкнутым сводом.
Промежуточная глухая башня. Построена в 1480-х гг. В 1612г. была разрушена, при восстановлении появились ложные машикули. В 1676-1686гг. получила надстройку, отличающуюся от верхов других башен: в убранство двух убывающих четвериков, на которых стоит низкий многогранный шатер, введены полуколонки. В 1771г. в связи со строительством Кремлевкого дворца В.И.Баженовым башню разобрали, было упразднено подворье Угрешского монастыря и снесена церковь Петра Митрополита, по которым башня получила свои названия. В 1783г. башня восстановлена. В 1812г. она была взорвана французами, затем восстановлена под наблюдением О.И.Бове. Основной четверик имеет внутри два яруса сводчатых помещений.
Построена в 1480-х гг. как промежуточная башня южной стены. В 1680-х гг. ее массивный четверик надстроен сквозным четвериком с четырехгранным шатром, увенчанным смотрильной вышкой с восьмигранным шатриком и флюгером. В 1771г. в связи со строительством Кремлевского дворца башня была разобрана, затем восстановлена. Внутри башни два яруса сводчатых помещений. Верхний четверик раскрыт в полость шатра. Выстроена в 1480-х гг. В 1547г. во время пожара Москвы пострадала от взрыва пороха. В XVIIв. основной четверик надстроен вторым шатровым ярусом. В 1770-1771гг. башню разобрали. К 1776-1783гг. башня и стена между ней и 2-й Безымянной башней была опять построена. Взорванная французами в 1812г., башня была восстановлена в 1816-1835гг. под наблюдением О.И.Бове. Внутри башни - два яруса сводчатых помещений. Второй четверик раскрыт в полость шатра.
Расположена на месте Чешковых ворот крепости 1366-1368гг. С нее началось возведение существующих ныне стен и башен. В 1485г. Антон Фрязин заложил здесь башню с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к реке, откуда возникло название. Башня была наиболее важной в системе обороны речной стены Кремля. Она имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В XVIIв. за башней закрепилась противопожарная функция, с нее наблюдали за Замосковоречьем и подавали сигналы специальным колоколом при пожаре. До 1674г. на башне были часы с боем. В 1670-1680-х гг. над массивным четвериком возвели верх - открытый арочный четверик, завершенный четырехгранным шатром со смотрильной вышкой. В 1770-1771г. башню разобрали в связи со строительством Кремлевского дворца, а в 1783г. восстановили уже без стрельницы. В 1812г. она пострадала от взрыва и в 1816-1818гг. ремонтировалась. В 1862г. по проекту Кампиони стрельница была восстановлена в формах, стилизованных под XVIIв. и далеких от оригинала. В 1930-1933г. башня реставрировалась, вновь была разобрана стрельница, снаружи заложены проездные ворота. Низкий четверик внутри крестообразен, своды - наклонные, в рукавах цилиндрические, в средней части крестовые. В западной и восточной стенах расположены винтовые лестницы, ведущие на гульбище, огражденное парапетом.
Название башни связано с легендой о чудотворной иконе "Благовещение", некогда висевшей на ней. Построена в 1487-1488гг. Верх надстроен в 1680-х гг. Невысокий четверик башни прорезан широкими окнами и заканчивается машикулями, боевой площадкой и парапетом. Над верхним, открытым арочным четвериком поднимается шатер со смотрильной вышкой. В середине XVIIв. рядом с башней были устроены Портомойные ворота для проезда прачек к Портомойному плоту на Москве-реке. В 1731г. Г.Шедель пристроил к башне церковь Благовещения, для которой она служила колокольней. В 1831г. Портомойные ворота были заложены. В 1932-1933гг. церковь разобрали, восстановив древние формы фасадов и бойниц. Внутри нижний объем перекрыт сомкнутым сводом. В башне существовало глубокое подполье. Верхний четверик отделен от шатра плоским перекрытием. Юго-западная угловая башня Кремля, особо важная в системе обороны, защищала брод в устье Неглинной. Название связано с боярской фамилией Свибло, представители которой отвечали за строительство башни. Башня возведена в 1488г. Антоном Фрязином. Имела колодец и тайник для выхода к реке. В 1633г. Х.Галовей устроил в башне подъемную машину, которая по свинцовым трубам подавала воду в сады нагорной части Кремля. В 1672-1686гг. башня была надстроена ярусным верхом с шатровым завершением. Сырость от колодца, проникая в кладку, разрушала ее. В 1805-1806гг. башню пришлось разобрать до фундамента и сложить вновь, что выполнено по проекту И.В.Еготова. В 1812г. башня была взорвана французами. В 1816-1819гг. ее восстановили под руководством О.И.Бове, в оформление были внесены классические и псевдоготические детали. Массивный нижний цилиндр башни обработан рустом, завершен декоративными машикулями и прорезан большими окнами. Верхний многогранный ярус увенчан стройным шатром со слухами. Основной круглый внутренний объем имеет два яруса с купольными перекрытиями.
Построена Пьетро Антонио Солари в 1490г. В XVI-XVIIвв. башня служила въездом в хозяйственную часть Кремля, изолированную от парадной части стеной, возведенной в 1499г. Название получила от бора, покрывавшего юго-западную часть кремлевского холма. В 1658г. царским указом была переименована в Предтеченскую, но старое название сохранилось. Первоначально представляла собой массивный четверик, покрытый деревянным шатром. В 1666-1680гг. над ним надстроили три уменьшающихся кверху четверика, открытый восьмерик и каменный шатер. Тогда же была пристроена отводная стрельница сбоку от башни, а в ней сделаны проездные ворота с железной решеткой и подъемным мостом через Неглинную.
Рядовая башня со стороны Александровского сада. Выстроена в 1493-1495гг. и хорошо сохранила первоначальные формы. В начале XVIIв. имела проездные ворота к Конюшенному двору. Верхние ярусы построены в 1676-1686гг. Свое название получила в XIXв. по зданию Оружейной палаты. Массивный, квадратный в плане четверик завершен боевой площадкой с парапетом над ним - открытый четверик, увенчанный шатром со смотрильной вышкой. Внутри основного объема башни - два яруса сводчатых помещений.
Построена в 1493-1495гг. Колымажной называлась по расположенному рядом Колымажному двору в Кремле. Надстроена в 1676-1686гг. Название "Комендантская" получила в XIXв., когда рядом в Потешном дворце поселился комендант Москвы. Башню составляет массивный четверик с машикули и парапетом и стоящий на нем открытый четверик, завершенный пирамидальной кровлей со смотрильной вышкой и восьмигранным шатриком. В основном объеме башни - три яруса помещений, перекрытых цилиндрическими сводами.
Надвратная башня, главная на западной стороне Кремля. Построена в 1495-1499гг. Название получила по Троицкому подворью. В 1516г. от стрельницы через Неглинную был переброшен каменный Троицкий мост, перед нам сооружена Кутафья башня. Троицкие ворота, служившие для проезда к дворам патриарха, цариц и царевен, были вторыми по значению после Спасских и к концу XVIIв. получили сходный с ними архитектурный декор и куранты. После пожара 1812г. куранты не восстанавливались. В 1870-1895гг. при переводе в башню архива министерства императорского двора она была перестроена с утратой многих древних деталей. В 1901г. выстроен новый Троицкий мост. Массивный четверик башни поставлен на двухъярусный подвал. Башню завершает небольшой четверик, над которым возвышается восьмерик со сквозной смотрильной частью, увенчанной высоким шатром. Внутренне пространство башни многоярусно. Все ярусы соединяет между собой система лестниц, расположенная по периметру башни.
Единственное сохранившееся предмостное укрепление Кремля. Построена в 1516г. вместе с Троицким мостом. Название получила, видимо, от слово "кут", означающего укрытие, угол. Ранее башня имела в боковой стене на высоте 6м единственный проем, в который проникали по мосту. Башня не имеет покрытия. В 1685г. ее увенчали ажурной короной с белокаменными деталями. Кажется приземистой, так как во время перестроек моста в XVII-XXвв. нижнюю часть постепенно засыпали. Во время ремонта 1868г. в западной стене пробили широкий арочный проем, а древние боковые заложили. В 1976-1977гг. башню реставрировали, восстановили боковые арочные проемы и двухцветную окраску стен.
Построена в 1493-1495гг. на месте угловой башни Кремля времен Дмитрия Донского. Наружная грань ее сильно вытянутого вверх четырехугольного объема сохранила первоначальное расчленение двумя плоскими вертикальными нишами. В 1680-х гг. башня получила завершение - открытый четверик с четырехгранным шатром, законченный сквозной смотрильной башней с шатриком. Внутри объем башни разделен на три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами и соединенных внутристенными лестницами. В 1821г. у подножия башни был устроен Грот по проекту О.И.Бове.
Построена Пьетро Антонио Солари в 1492г. Одна из самых мощных башен Кремля, охранявшая переправу через Неглинную к Торгу. Над глубоким фундаментом, под которым скрыт родник-колодец, возвышается шестнадцатигранный массив основного объема. В 1672-1686гг. над башней возвели восьмигранный высокий шатер на ступенчатом основании. Шатер прорезают два ряда слухов, венчает его ажурный восьмерик с шатриком и флюгером. В 1701г. при подготовке к обороне от шведов Петр I распорядился растесать бойницы для установки пушек. В 1894г. башня ремонтировалась и приспосабливалась для Московского губернского архива. Внутри помещения башни восьмигранны в плане и перекрыты сомкнутыми сводами. Над боевой площадкой поднимается невысокий цилиндрический сводчатый объем, а над ним восьмигранное основание раскрыто внутрь шатра.
Построена в 1491г. Пьетро Антонио Солари. Первоначально представляла собой мощный четверик, прорезанный аркой ворот, с отводной стрельницей, в которой находился подъемный мост. Через Никольские ворота, названные по помещавшейся над ними иконе Николы Чудотворца, в XVI-XVIIвв. выходили войска, отправляющиеся в поход. В 1707г. у башни был устроен Никольский бастион. В XVIIв. башня не получила каменного шатра. В 1730-х гг. она приобрела барочный декор, сходный с оформлением тогдашнего Арсенала. В 1780г. башню впервые надстроили и завершили низким шатром. В 1806г. Л.Руска, перестраивая башню, возвел над четвериком готический восьмерик с белокаменными деталями и шатром. В 1812г. шатер и часть башни были разрушены взрывом. При восстановлении башни 1816-1819гг. белокаменный шатер был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установлены четыре белокаменные башенки. В 1917г. башня пострадала во время боев за Кремль, но уже в 1918г. была отремонтирована. Внутри проездные части четверика и стрельницы перекрыты цилиндрическими сводами. Восьмигранник второго яруса врезан наполовину в четверик и открыт до верха шатра.
Построена, видимо, в 1490-х гг. Монолитный стройный четверик, завершенный машикулями и парапетом, в 1680-х гг. был увенчан четырехгранным шатром, который заканчивался сквозным четвериком с шатриком. С постройкой Сената, от которого она получила свое название, и мавзолея В.И.Ленина башня стала одним из существенных компонентов ансамбля Красной площади. В 1918г. на башне установлена доска С.Т.Коненкова "Павшим в борьбе за мир и братство народов", в 1950г. переданная в Музей Революции. Внутри основного объема башни три яруса сводчатых помещений. Вход в нижний ярус башни изнутри Кремля через заглубление под ней.
Успенский собор является главным храмом города и служил для важнейших государственных церемоний. Первый каменный одноглавый собор был построен в 1326-1327гг. по приказу Ивана Калиты. Собор обветшал, и в 1471г. было решено сооружать новый собор по образцу Успенского собора во Владимире. В 1472г. зодчие Кривцов и Мышкин начали строительство, но в 1474г. собор рухнул при небольшом землетрясении. Тогда по приглашению Ивана III из Италии приехал архитектор и инженер Аристотель Фиораванти, который разобрал стены рухнувшего собора и заложил фундаменты нового здания. Строительство было завершено в 1479г. В 1547г. здание пострадало от пожара и было восстановлено, к западному фасаду пристроили крыльцо. В 1624-1626гг. Б.Огурцов и Д.Талер укрепляли своды собора, пострадавшего в Смутное время. Во второй половине XVIIв. произошли изменения в алтарной части собора. Собор выстроен из специально изготовленного Фиораванти кирпича и облицован снаружи блоками белого камня. Собор имеет глубокий фундамент на дубовых сваях. В стенах применены железные связи, что позволило сделать более тонкими стены и круглые столбы. План подразделяется на одиннадцать одинаковых квадратов. Собор увенчан пятью куполами, причем все они сдвинуты к востоку. Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный - на четыре, западный и восточный - на три. Каждое из членений фасада завершается полукружием закомар. Гладь стен разделена широким аркатурно-колончатым поясом и прорезана узкими щелевидными окнами. Перспективные порталы вместе с главным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Одна из особенностей здания - контраст внешней замкнутости просторному интерьеру. Собор был расписан к 1515г. Трехъярусный иконостас устроен в 1481г.
Служил домовой церковью Великокняжеского дворца. Существующее здание - результат четырех строительных периодов. Первый храм был построен во второй половине XIVв. Это была небольшая одноапсидная церковь, от которой сохранилась часть кладки нижней части в подклете существующего здания. В 1416г. храм был перестроен, он увеличился в размерах и стал трехапсидным. Подклетный этаж 1416г. сохранился в составе существующего здания. В ходе реконструкции Кремля при Иване III мастера-псковичи разобрали обветшавший храм до подклета и возвели новый кирпичный собор в 1484-1489гг. С трех сторон он был окружен галереями-папертями на подклетах. Первоначально небольшой кубический объем венчали три главы, из которых две стояли над восточными углами храма. Стены завершены килевидными закомарами и опоясаны аркатурой. Во время пожара 1547г. собор сильно пострадал. Восстановлен и перестроен в 1560-1570-х гг. Над углами галерей были возведены четыре одноглавых придела. В 1572г. придел в южной паперти превратили в личную молельню царя Ивана Грозного, восточную часть паперти с крыльцом украсили резным декором из белого камня. Над сводами собора возвели еще две главы. Храм приобрел существующий вид. В 1508г. собор внутри был расписан художником Феодосием с мастерами из Иосифо-Волокомамского монастыря. Основу иконостаса составляют иконы, написанные в 1405г. для первого собора. Сам иконостас неоднократно обновлялся. В 1890г. иконы получили нынешнее обрамление.
Возникла как домовый храм московских митрополитов. Построена в 1450г., названа Ризположенской в 1451г. в честь избавления Москвы от набега татарского царевича Мазовши в праздник возложения риз Богоматери. В 1479г. сгорела, и в 1484-1486гг. псковскими мастерами была возведена существующая церковь. В 1655г. при патриархе Никоне церковь стала дворцовой, ее соединили переходом с хоромами цариц и царевен. В XVIIв. над северной и западной папертями были надстроены галереи. В 1737г. после пожара И.Ф.Мичурин покрыл церковь поверх существующих сводов еще одним. В XIXв. с западной стене пристроили часовню Богоматери Печерской. Небольшой трехапсидный одноглавый храм на подклете построен из кирпича с белокаменными деталями. Кубический основной объем крыт по закомарам. К южному входу ведет высокое крыльцо. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло значительно шире остальных, а центральная килевидная закомара выше других. С южной стороны сохранился перспективный портал. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и плиток. Пониженные апсиды украшены килевидными арочками, опирающимися на тонкие капители. В 1627г. группа мастеров во главе с Назарием Истоминым выполнила иконы сохранившегося иконостаса. В 1643г. царские иконописцы расписали стены фресками, которые в 1855г. были записаны масляными красками. В 1946-1960гг. осуществлена капитальная реставрация с возобновлением первоначального покрытия и расчисткой стенописи.
До начала XVIIIв. служил усыпальницей великих князей и царей. Построен в 1505-1508гг. на месте каменного храма 1333г. Алевизом Новым, выходцем из Венеции, что сказалось на архитектуре. Объемо-пространственное решение характерно для древнерусского зодчества. Вскоре после строительства собор был окружен открытой галереей. В XVIв. к нему пристроили придел св. Уара, затем придел Иоанна Предтечи. В 1581г. в южной апсиде похоронили царевича Ивана и устроили придел Иоанна Лествичника. Позднее там были похоронены Иван IV и Борис Годунов. В 1606г. в собор перенесли прах царевича Дмитрия. Собор часто страдал от пожаров и спешных ремонтов. После пожара 1737г. была разобрана галерея с севера и запада. В 1773г. южная стена дала трещину и к ней приложили контрфорсы, используя конструкции галереи. В XVIIIв. была изменена форма покрытия центрального купола. В 1903г. надгробья были накрыты бронзовыми остекленными футлярами. Пять глав храма сдвинуты на восток. Узкие восточные и более широкие западные членения боковых фасадов обусловили разные размеры боковых барабанов. Отличительная черта собора - применение ренессансных декоративных форм фасадов и интерьера. Декорация фасадов двухъярусна: нижний ярус, обработанный архивольтами, воспринимается как аркада, несущая верхний ярус, в котором простенки между пилястрами заполнены филенками. Сложные капители из листьев аканта и волют, резные порталы отличаются тонкостью и тщательностью проработки. Стены собора внутри расписаны в 1652-1666г. с точным воспроизведением более ранней росписи. Существующий иконостас установлен в 1813г., в нем размещены иконы XV-XVIIвв. Исследования и реставрация собора проводились в 1920-х гг., в 1953-1955гг.
Комплекс, являющийся композиционным центром Кремля, включает в себя столп колокольни, звонницу и Филаретову пристройку. В 1505-1508гг. Бон Фрязин выстроил колокольню на месте церкви 1392г., в первом ярусе разместили церковь Иоанна Лествичника. В 1532-1539гг. Петрок Малый вплотную к северному фасаду колокольни начал возводить церковь Воскресения Христова, законченную в 1543-1552гг., и в 1555г. получившую название Рождественской. Столп колокольни, составленный из двух восьмигранных ярусов, имевших открытую аркаду для колоколов, был увенчан небольшим куполом. В 1599-1600гг. Борис Годунов, предполагая создать в Кремле грандиозный храм, распорядился надстроить колокольню. При этом немного изменилось оформление столпа. В 1624г. комплекс был дополнен Филаретовой пристройкой с шатровым звоном, возведенной Баженом Огурцовым. Тогда же началось преобразование Рождественской церкви в звонницу, облик которой сложился к концу XVIIв. Прежнее завершения храма сменилось трехпролетным ярусом для размещения колоколов. В 1754г. комплекс Ивана Великого ремонтировал Д.В.Ухтомский. В 1812г. французы взорвали комплекс. Столп уцелел, а Филаретова пристройка и звонница были разрушены до основания. В 1814-1815гг. колокольню отремонтировали, а другие здания восстановили по проекту И.В.Еготова и Л.Руска. В оформление сооружений они внесли черты классицизма начала XIXв. В 1952-1954гг. была выполнена частичная реставрация зданий. Высота колокольни, возведенной из кирпича с применением белого камня, первоначально составляла около 60м, после надстройки увеличилась до 81м. Из белого камня сложено мощное основание столпа. Стройность колокольни, плавное возрастание объемов достигается тем, что ярусы кверху незаметно утоньшаются. Открытые аркады звона, акцентируя переходы от одного яруса к другому, облегчают восьмерик. Плавный переход от восьмигранника третьего яруса к круглому барабану главы осуществлен с помощью килевидных кокошников. Ложные окна барабана повторяют пропорции окон в гранях восьмериков. Луковичная глава, выполненная из золоченой меди на металлическом каркасе, завершает столп. В ранний период стены колокольни были окрашены "под кирпич". Теперь цветом выделено только завершение столпа. Тройной пояс на барабане с храмозданной надписью Годунова составлен из медных листов. Пятиярусная звонница, завершенная куполом на мощном цилиндре барабана построена в 1814-1815гг. (Д.И.Жилярди, Л.Руска, И.В.Еготов) на фундаменте петроковской церкви. Авторы стремились приблизиться к древним формам, повторив соотношение четырехъярусного постамента и трехпролетного яруса звона. В обработку фасадов введены готические мотивы классицизма. Филаретова пристройка, восстановленная после 1812г. не полностью, характером обработки фасадов связана со звонницей и выделяется шатровым завершением.
Построена в 1393-1394гг. по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Сложенная из белого камня церковь являлась придворным храмом женской половины дворца. Пострадавший в пожаре 1473г. и обвалившийся верх храма был восстановлен в 1482г. В 1514г. Алевиз Новый обновил церковь, превратив старое здание в подклетный этаж и выстроив кирпичный объем главной церкви. Она была пятиглавой с трехчастной апсидой. В 1681-1684гг. алевизовская надстройка была разобрана, и мастер Ф.Тихонов возвел над белокаменным зданием новый кирпичный одноэтажный храм. В 1838г. при строительстве Большого Кремлевского дворца церковь оказалась почти целиком обстроенной новыми стенами. Капитальная реставрация памятника проводилась в 1949-1952гг. То, что уцелело от храма XIVв., представляет собой четырехстолпную, вытянутую с востока на запад постройку. Фасады членятся лопатками на три прясла. Западный фасад украшает портал. В настоящее время со стороны Оружейной палаты видна только золоченая глава на высоком барабане. Декор барабана: аркатурно-колончатый пояс и ряд килевидных кокошников - единственное, что сохранилось от XVIIв. Палату начал возводить в 1487г. Марко Фрязин, закончил в 1491г. Пьетро Антонио Солари. Она построена из кирпича на сводчатом подклете. Главный объем - огромный квадратный в плане одностолпный зал перекрыт четырьмя крестовыми сводами (площадь зала 459кв.м, высота до верхней точки свода 9м). Зодчие выделили главный фасад, обращенный к Соборной площади, облицевав его сверху донизу блоками белого камня, отесанными на четыре грани (отсюда название палаты). Цельность зданию обеспечивали строгий классический антаблемент и ряд двойных стрельчатых окон, заключенных в прямоугольные обрамления. В 1682г. О.Старцев расширил окна и украсил их колончатыми наличниками, кровлю понизили и ярко расписали (кровля сгорела в пожаре 1696г). Первоначально ярко окрашенное здание с XVIIIв. стало белым одноцветным. Стенопись в интерьере палаты появилась во второй половине XVIв. В 1668г. ее возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. В XVIIIв. стенопись забелили. В 1881г. палехские иконописцы В. и И.Белоусовы расписали палату согласно тематике, записанной С.Ушаковым. Здание реставрировалось в 1967-1968гг.
Единственная сохранившаяся часть системы подклетов дворцового комплекса XV-XVIвв. - подклетные этажи существующего Теремного дворца. Подклеты двухэтажные, планировка в обоих этажах совпадает: это нанизанный на одну ось длинный ряд сводчатых помещений. Предназначенные для хозяйственных целей, они почти не имеют окон. С обеих сторон помещения окаймляли коридоры, освещавшиеся небольшими окнами. В нижнем этаже стены выложены белокаменными блоками с лицевой обтеской. Размер тщательно пригнанных друг к другу блоков колеблется от 25х30 до 78х35см. Без существенных изменений сохранилось крайнее восточное помещение. Оформление интерьера предельно просто, но производит внушительное впечатление благодаря чистоте крупной квадровой кладки стен, точности в рисунке проемов. Часть дворцового комплекса середины XVIв. Представляют собой кирпичные сводчатые помещения, построенные при Иване Грозном на подклетах конца XVв. вместо деревянных хором. Предназначались для работ царских мастеров. При Годунове палаты перестраивались, а в 1630-х гг. над ними был возведен Теремной дворец. Внутри палаты сохранили основу планировку и сводчатые перекрытия. Расположена на уровне Грановитой и Мастерских палат, в ее основе угловая северо-восточная палата дворцового комплекса XV-XVIвв., входившая в состав парадных помещений женской половины дворца. В 1580-х гг. палату перестроили и она стала приемной царицы Ирины, получив существующее название. Первоначально имела сходство с Грановитой, значительно уступая ей по размерам. Кирпичный, почти квадратный в плане объем, перекрытый коробовым сводом, имел с запада обширные сводчатые сени. Снаружи палата выделялась богатством обработки фасадов. Стены венчал развитой белокаменный резной антаблемент, фрагменты которого сохранились на северном и восточном фасадах. На восточном фасаде, который был главным, уцелели три окна с полуциркульными завершениями. Внутреннее убранство палаты было обильно украшено золотом. Она имела необычайную слитность пространства и редкие акустические свойства. Уникальна по содержанию стенопись палаты, основная тематика которой - жития знаменитых византийских цариц - Ирины, Федоры, Софьи, русской княгини Ольги, иверской (грузинской) царицы Динары (Тамары). Первоначальная стенопись 1580-х гг. многократно подновлялась, частично сбивалась. В Смутное время палата была разграблена и потеряла былое великолепие. Как самостоятельный объем снаружи палата перестала существовать с момента надстройки над ней Спасского собора и возведения галереи вдоль ее южного фасада. В настоящее время прежнюю гармонию интерьера нарушает перекрестье громадных арок, возведенных в 1683г. для укрепления сводов палаты. Выстроен в 1635-1636гг. каменных дел подмастерьями Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным, Л.Ушаковым. Подклет XVв. и Мастерские палаты послужили для дворца первым и вторым этажами. На выровненных сводах Мастерских палат возвели два жилых этажа дворца. На южной стороне было устроено парадное Постальное крыльцо. Под прямым углом к Постельной лестнице шла Золотая лестница, выводившая на расширение гульбища - Верхнеспасскую площадку. Здесь начинались собственно Терема. Третий этаж занимали служебные помещения и временные покои царицы и царских детей. С Верхнеспасской площадки через Переднее Золотое крыльцо подымались на четвертый этаж в жилые покои царя. Пятый этаж - златоверхий Теремок - был закончен только в 1637г. его окружает гульбище - Верхний каменный двор, на котором стоит островерхая смотрильная башенка. Внутри Теремка происходили заседания боярской думы. В композиции дворца видно стремление к уравновешенности объемов и регулярному их расположению. Знаменателен факт появления главного фасада, обращенного к парадному двору и отмеченного сложной системой открытых площадок, крылец и гульбищ. Для фасадов, расчлененных пилястрами, характерна подчеркнутая этажность. Мерный ритм окон, оформленных наличниками с тонкой и богатой белокаменной резьбой, акцентирование горизонтальных членений соответствует внутренней структуре здания, где каждый этаж состоит из почти одинаковых помещений. В наружном декоре кроме резного белого камня применены поливные изразцы. Во время реставрации 1836-1837гг. пытались воссоздать прежний вид дворца, частично утраченный при ремонтах XVIIIв.
Храм Екатерины известен с XVIв. В 1626г. Д.Талер возвел первый кирпичный храм на месте сгоревшего деревянного. От него сохранился подвал и, возможно, участок южной стены. В 1654г. над Екатерининским храмом возвели церковь Евдокии. Стены четверика церкви Екатерины были переложены, как и стены трапезной, над которой поднялся двусветный четверик церкви Евдокии, завершенный кокошниками и пятиглавием. Над старым гульбищем Екатерининского храма с севера и запада возвели галерею с открытой аркадой. В настоящее время снаружи церковь имеет облик, близкий к сложившемуся к концу XVIIв. В ходе реставрации подклет освобожден от поздних застроек, в первом ярусе восстановлено убранство середины XVIIв.: широкие профилированные наличники окон с полуциркульными завершениями, тяги, очертания проемов и галерея.
Существующее здание собора Спаса Нерукотворного (Верхнеспасского собора) построено в 1635г. при возведении Теремного дворца. Его строили Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин, Л.Ушаков. Двусветный одноглавый четверик поставили над Золотой царициыной палатой. Собор соединил Терема с Грановитой палатой. В 1682г. О.Старцев, реконструируя Теремные церкви, объединил снаружи в единое целое Верхнеспасский, Словущинский с Распятский храмы и охватил весь периметр объема общим фризом. В связи с этим появилось существующее одиннадцатиглавое завершение: на общем постаменте в центре кровли посередине расставлены три большие главы, вдоль восточного и западного фасадов - по четыре малых, создалось как бы сочленение трех пятиглавий. Изразцовый декор выполнил мастер Ипполит. Шейки глав облицованы полихромными изразцами, сделанными специально для них. С восточной стороны собора возвели на широких пилонах арку, за ней - галерею для кругового обхода храма. В XVIIIв. собор неоднократно ремонтировался. При постройке в 1840-х гг. Большого Кремлевского дворца собор стал звеном, соединяющим Терема с новым зданием. Поврежденный в 1917г. снарядом северо-восточный угол собора был восстановлен в 1920г.
Построен в 1838-1850-х гг. Строительство вела группа архитекторов: К.А.Тон возглавлял проектирование, приезжая из Петербурга для консультаций, его замещал Ф.Ф.Рихтер, также проектировавший интерьеры, Н.И.Чичагов проектировал внутреннее убранство. Дворец построен из кирпича с каменной облицовкой и применением металлических стропил. В плане представляет собой огромное каре, состоящее более чем из 700 помещений. Главный фасад, имеющий длину 125м, обращен к югу, к Москве-реке. Помещения второго этажа двусветные, поэтому снаружи двухэтажный дворец выглядит трехэтажным. Над центральной частью главного фасад возвышается аттик, перекрытый фигурной кровлей с флагштоком. Фасад расчленен пилястрами и украшен резными белокаменными оконными наличниками с гирьками, повторяющими обрамление окон Теремного дворца. Первый этаж выдвинут вперед с южной и восточной стороны. В его состав частично включены подклеты дворца XV-XVIвв. На втором этаже расположены залы парадной анфилады, посвященные важнейшим русским орденам. Крупнейший зал - Георгиевский, перекрытый цилиндрическим сводом, с рядами цинковых колонн. Его стены облицованы белыми мраморными плитами, на которых золотыми буквами выбиты имена кавалеров ордена св.Георгия. Владимирский зал перекрыт куполом со световым фонарем. Все интерьеры украшены тонкой лепниной и резьбой, отделку дополняют наборные паркетные полы.
Комплекс зданий двора сложился на основе митрополичьей усадьбы, возникшей в начале XIVв. В 1450г. появилась первая каменная палата, в течение второй половины века построены другие белокаменные и кирпичные здания. Тогда же была заложена основа композиционного решения Митрополичьего двора - ряд объединенных подклетом палат, расположенных друг за другом вдоль южной границы владения и парадными фасадами обращенных к Успенскому собору. В 1589г. Митрополичий двор стал Патриаршим. В 1597г. палаты были перестроены. Ядро комплекса составили Крестовая и Столовая палаты. В 1656г. комплекс был реконструирован, часть палат стала трехъярусной. В настоящее время от комплекса остались церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью Филиппа и Мироваренная палата.
Церковь Двенадцати апостолов построена в 1652-1655гг. Выполняла роль парадного въезда на двор. Четырехстолпное крестовокупльное здание на подклете в решении объема и декора повторяет приемы владимиро-суздальского зодчества. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два аркатурно-колончатых пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему жилыми палатами. Лишь высокое крыльцо, в декоре которого применены изразцы, и оформление фасадов Теремка наличниками с разорванными фронтонами, характерными для конца XVIIв., выпадают из общего декоративного строя. Комплекс церкви и палат отличается редким единством, соподчиненностью объемов при разной их величине. В декоре интерьера преобладают детали XVIIв. Реставрация комплекса выполнялась в 1918-1922, 1925-1930, 1956-1958 и 1963-1965гг.
Здание строилось как жилые палаты боярина И.Д.Милославского, тестя царя Алексея Михайловича, и было закончено в 1651г. К югу и северу от палат располагались парадный и хозяйственный дворы. В 1669г., когда палаты перешли в казну, их соединили переходом с Царским дворцом. В 1672г. в них начали играть спектакли придворного театра, и они стали называться "Потешным дворцом". Тогда же появились Львиные ворота, перекрытые тремя арками с масками львов (разобраны в 1875г.). В 1679г. во дворце поселились члены царской семьи, его расширили за счет возведения новых апартаментов вдоль кремлевской стены. Потешный дворец во многом повторяет композицию Теремного дворца, их роднит сочетание в одном объеме церкви и жилых хором, поэтажное членение фасадов, близкое к анфиладному расположение комнат. Дворовый, южный фасад был первоначально главным. На южный двор обращен богато оформленный ризалит на арках. В нижнем, подклетном этаже был сквозной проезд с окаймлявшими его небольшими хозяйственными помещениями. Арки проезда сохранились заложенными на южном и северном фасадах дворца. Снаружи третий, парадный этаж отделен широкой тягой с орнаментированным валиком. Наиболее обширные апартаменты находятся с южной стороны, их своды выше, чем у северных парадных комнат. Средняя часть дворца ниже боковых крыльев. Четырехэтажному западному крылу соответствует высокая восточная часть здания, где располагалась трехглавая домовая церковь Похвалы Богородицы. Ее звонница и сейчас возвышается над средней частью палат, а огромные кронштейны поддерживают прямоугольный объем, где находился алтарь. Папертью церкви служила плоская кровля средней части здания. Кровли первоначально ограждала балюстрада. При Петре I во дворце размещался Полицейский приказ. В настоящее время ведется восстановление дворцовой церкви.
Огромный трапециевидный корпус с двумя портиками и внутренним двором выстроен между Троицкой и Собакиной башнями. Огромные сдвоенные окна с наружными орнаментированными откосами подчеркивают суровую простоту гладких стен. Однако, первоначально у него была крыша с переломом, расписанные "под бриллиантовый руст" стены, узорчатый декор над карнизом. После пожара 1701г. Петр I приказал начать строительство Цейхгауза, который должен был стать не только военным складом, но и местом хранения трофеев и старого оружия, то есть музеем. В 1706-1707гг. в связи с угрозой вторжения шведов сократились ассигнования на строительство Арсенала, однако работы продолжались, и в 1711-1713гг. здание было подведено под крышу. Первоначально окон со стороны города не было, и Арсенал должен был выглядеть как суровая крепость. В 1713г. крыша от обилия золоченой черепицы обвалилась и пробила своды обоих этажей. Только в 1722г. саксонец Х.Конрад, принимавший участие в начале строительства, был возвращен в Москву в качестве "архитектора Кремля" и руководил строительством до 1731г. Затем руководство строительством перешло во ведение военно-артиллеристской конторы Сената. В 1730-х гг. разрушенные своды разобрали и заменили плоскими перекрытиями. Арсенал получил западный фасад, видимый извне Кремля. Стену цитадели между Троицкой и Средней Арсенальной башнями разобрали, а между Средней и Угловой Арсенальной башнями понизили прясло стены. На отрывшейся стене здания сделали окна. Появился богато декорированный белым камнем главный портал со стороны Никольских ворот. Восточный фасад был украшен разнообразной лепниной и многоцветно раскрашен. Главный, обращенный внутрь Кремля фасад приобрел облик, характерный для архитектуры барокко. В пожаре 1737г. кровля и все деревянные части здания сгорели. После этого восстановили разобранные прясла Кремлевских стен, хотя не на полную высоту. Восстановление Арсенала в 1786-1796гг. осуществлял инженер А.И.Герард под руководством М.Ф.Казакова. Зодчие вернулись к сводчатой системе перекрытий и стремились сохранить допожарный облик здания. Однако, портал приобрел новое завершение - классический фронтон. В 1812г. часть Арсенала была взорвана по приказу Наполеона. В 1815-1828гг. его восстановили А.Н.Бакарев, И.Л.Мироновский, И.Т.Таманский и Е.Д.Тюрин по разработанному ими проекту, придав его дворовым фасадам позднеклассический облик. Углы здания были обработаны рустом. Арсенал был окрашен в однотонный желтый цвет, наиболее распространенный в эпоху классицизма, и приобрел существующий вид. Арсенал, пострадавший в 1917г. от обстрела, был отреставрирован в 1922г. В 1960г. вдоль Арсенала были расставлены пушки исторической коллекции оружия.
Архитектор М.Ф.Казаков. "Проект здания сената (Присутственных мест) был утвержден Екатериной II в 1776г., но сооружение его продолжалось двенадцать лет. Первоначально руководство постройкой было поручено архитектору К.Бланку, но с 1779г. Казаков сам стал во главе строительства. Среди его помощников следует назвать И.Еготова, И.Селехова, впоследствии занявших видное место в истории русской архитектуры. Здание имеет в плане форму треугольника со скошенными углами и образует три внутренних двора: центральный пятиугольный и два трапециевидных. В вершине треугольника размещен Свердловский зал, который представляет собой купольную ротонду. Круглый трехсветный зал обрамлен вдоль стен мощной колоннадой, поставленной с небольшим отступом от стены. Над колоннадой неширокая обходная галерея. Грандиозный купол перекрывает пространство зала пролетом почти 25м и высотой 27м. В 1961г. была проведена капитальная реставрация Свердловского зала по проекту архитекторов В.Либсона, И.Рубен, Г.Солодкой. В результате трудоемкой, кропотливой работы были восстановлены утраты в лепном декоре, укреплены все конструкции зала, воссоздана первоначальная цветовая гамма. Эта гамма, построенная на эффектном, излюбленном зодчим сочетании синего и белого тонов стен и купола с позолотой розеток, в еще большей степени усилила торжественность архитектуры, соответствующей сегодняшнему назначению Свердловского зала.". С 1992г. велась реконструкция здания для резиденции президента. При этом в нарушение закона не был выполнен научный проект реставрации. Во внутреннем дворе был вырыт котлован для установки кондиционера, при этом уничтожено полукольцо подвалов и белокаменное крыльцо. В здании менялась планировка, были созданы богатые интерьеры, чуждые стилю памятника. Ответственность за искажение памятника несет бывший управляющий делами президента П.Бородин.
Выстроена в 1844-1851гг. на месте Конюшенного двора. Ведущим архитектором был К.А.Тон. По масштабу и архитектуре Оружейная палата близка Большому Кремлевскому дворцу, составляя вместе с ним единый ансамбль. Крупный, поставленный на высокий цоколь двухэтажный объем очертанием плана повторяет стоявший здесь прежде комплекс. Верхний этаж декорирован белокаменными покрытыми резьбой колоннами и оконными наличниками с гирьками в духе архитектуры XVIIв. Колоннам внизу отвечают пилястры. Внутри в торцах расположены полукруглые залы, в центре - круглый зал, выступающий во двор. Из парадного вестибюля мраморная с позолотой лестница ведет в двусветные залы экспозиции второго этажа, перекрытые крестовыми сводами, опирающимися на псевдовизантийские колонны. Стены украшены медальонами с мраморными рельефными портретами русских князей и царей работы Ф.И.Шубина, выполненными в 1774-1775гг. для Чесменского дворца. Оружейная палата - одно из первых в Москве специальных музейных зданий. В залах развернута экспозиция оружия и доспехов XII-XXвв., русских и зарубежных ювелирных изделий. Фасады были отреставрированы в 1965г.
Спасская (Фроловская) башня
1 Спасская (Фроловская) башня
Царская башня
2 Царская башня, Васильевская пл.
Набатная башня
3 Набатная башня, Васильевская пл.
Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня
4 Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня, Васильевская пл.
Беклемишевская (Москворецкая) башня
5 Беклемишевская (Москворецкая) башня, угол Васильевской пл. и Кремлевской наб.
Петровская (Угрешская, 3-я Безымянная) башня
6 Петровская (Угрешская, 3-я Безымянная) башня.
Безымянная 2-я башня
7 Безымянная 2-я башня, Кремлевская наб.
Безымянная 1-я башня
8 Безымянная 1-я башня, Кремлевская наб.
Тайницкая башня
9 Тайницкая башня, Кремлевская наб.
Благовещенская башня
10 Благовещенская башня, Кремлевская наб.
Водовзводная башня
11 Водовзводная (Свиблова) башня, угол Кремлевской наб. и Александровского сада.
Боровицкая башня
12 Боровицкая (Предтеченская) башня, Боровицкая пл.
Оружейная башня
13 Оружейная (Конюшенная) башня, Манежная ул.
Комендантская башня
14 Комендантская (Колымажная) башня, Манежная ул.
Троицкая башня
15 Троицкая (Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная) башня, Манежная ул.
Кутафья башня
16 Кутафья (Предмостная) башня, Манежная ул.
Средняя Арсенальная башня
17 Средняя Арсенальная (Граненая) башня, Манежная ул.
Собакина (Угловая Арсенальная) башня
18 Собакина (Угловая Арсенальная) башня, Кремлевский проезд.
Никольская башня
19 Никольская башня, Красная пл.
Сенатская башня
20 Сенатская башня, Красная пл.
Успенский собор
21 Успенский собор.
Благовещенский собор
22 Благовещенский собор.
Церковь Ризположения
23 Церковь Ризположения.
Архангельский собор
24 Архангельский собор.
Колокольня Ивана Великого
25 Колокольня Ивана Великого.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря)
26 Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря).
Грановитая палата со Святыми сенями
27 Грановитая палата со Святыми сенями.
Подклеты дворцов XV-XVIвв.
28 Подклеты дворцов XV-XVIвв.
Мастерские палаты
29 Мастерские палаты.
Царицына Золотая палата
30 Царицына Золотая палата.
Теремной дворец
31 Теремной дворец.
Теремные церкви
32 Теремные церкви.
Большой Кремлевский дворец
33 Большой Кремлевский дворец.
Патриарший двор, церковь Двенадцати апостолов
34 Патриарший двор, церковь Двенадцати апостолов.
Потешный дворец (Палаты И.Д.Милославского)
35 Потешный дворец (Палаты И.Д.Милославского).
Арсенал (Цейхгауз)
36 Арсенал (Цейхгауз).
Сенат
37 Сенат
Оружейная палата
38 Оружейная палата.