"Путевые впечатления" На главную страницу

В Латинской Америке

Перу

Даже после открытия Аэрофлотом регулярных прямых рейсов путь в эту далекую южноамериканскую страну составляет более тридцати часов с посадками во Франкфурте на Майне, Лиссабоне и Гаване. Нашими попутчиками оказались артисты советского балета во главе с Майей Плисецкой и ее братом, балетмейстером Большого театра. Они направляются в Лиму и Буэнос-Айрес, чтобы показать перуанской и аргентинской публике свою Кармен-сюиту. На стоянках самолета в залах и барах аэропортов внимание пассажиров из разных стран привлекает красивая стройная поза Плисецкой, выделяющаяся темным силуэтом на фоне стеклянных стен. Все посадки самолет делает днем, а ночью он перелетает Атлантический океан. На Кубе первое знакомство с Гаваной, правда, из окон автобуса, который совершает двухчасовую экскурсию по городу. От Гаваны до Лимы всего шесть летных часов, но за это время мы попадаем из Северного полушария в Южное и с Атлантического океана на Тихий.

Перу - одно из крупнейших государств континента, его территория превосходит территории Франции, Италии и Испании вместе взятых. Перу - древнее государство с загадочными, еще не раскрытыми тайнами самобытных цивилизаций. Археологические раскопки и сохранившиеся архитектурные памятники свидетельствуют о высокой культуре империи инков-кечуа в XV веке, которая после смерти верховного инки Уайна в 1527 году была ослаб-лена междоусобной борьбой его сыновей и затем разрушена испанскими конкистадорами во главе с Ф.Писарро. В приморской равнине на реке Римак Франсиско Писарро заложил "Город королей", который в последствии получил искаженное древнеиндейское название реки Римак - Лима.

Город украшают творения ведущих испанских архитекторов и художников того времени. На улицах и площадях старой Лимы ощущается дыхание древней Испании с белоснежными стенами дворцов, изящными деревянными балконами и галереями, великолепными лепными порталами, которым нет равных по красоте и разнообразию.

На главной площади - Пласа-де-Армас - возвышается городская ратуша - Кабильдо и президентский дворец, у ворот которого постоянно дежурит дворцовая стража в старинных ярких бело-красных мундирах и до блеска начищенных металлических касках. Рядом с дворцом, как бы дополняя его величие, просматриваются стройные формы лимского кафедрального собора и тонкие кружева архиепископского дворца. У стены кафедрального собора на вздыбившемся коне бронзовая фигура основателя города с поднятым забралом и копьем в руке. Здесь, в кафедральном соборе в стеклянном гробу покоится и мумия самого кровожадного маркиза-завоевателя. При Ф.Писарро в Лиме царило насилие. Он приказал казнить даже самого преданного из своих друзей Диего де Альмагро. А сам Ф.Писарро был убит отомстившим ему сыном Альмагро и его соратниками. В Лиме есть музей испанской инквизиции, где вершился суд, содержались в подземных казематах узники, вместо которых закованы теперь в цепи бутафорные фигуры и представлены разнообразные орудия жестоких пыток, как дань истории, оправдание современных жестокостей и удовлетворение любопытства туристов. Центральная точка современной Лимы - Пласа Дос де Майо имеет круглую форму. От неё расходятся в разные стороны прямые широкие авениды с оживленным движением транспорта. По ним несутся непрерывные потоки современных американских, испанских, японских автомобилей между прекрасными дворцами из железобетона и стекла, построенными в самом последнем архитектурном стиле. Их красота и контрастирует, и соперничает с дворцами старой испанской части города. Проходящий по середине авениды Арекина широкий бульвар дышит свежестью тропической зелени и ароматом ярких цветов. В ясные дни только здесь можно найти защиту от солнца. Однако, несмотря на отсутствие дождей, солнце не всегда светит над Лимой. Когда солнце освещает подножье Кордильер, Лима и всё побережье океана тонет в туманной дымке. А когда солнцем освещено побережье Лимы, тучами закрываются подножья Кордильер. Поэтому в окрестностях Лимы всегда можно одновременно увидеть и нависшие тучи тумана, и голубое небо. В Лиме не бывает ни холодной зимы, ни слишком жаркого лета. В Лиме всегда тепло. Особенно уютна и живописна юго-западная часть города, где расположены наиболее благоустроенные кварталы Оррантия и Мирафлорес, Сан-Исидоро и Магдалена с утопающими в зелени виллами и садами. Здесь живут самые богатые перуанцы и иностранные дипломаты.

Инки, как и испанцы - пришельцы на перуанской земле. До них здесь развивалась самостоятельная культура, которая к тому времени уже насчитывала более двух тысяч лет. Самое удивительное из найденных следов этой культуры - черепа, носившие следы успешных операции трепанации с заменой недостающих частей золотыми пластинками, которые затем обрастали новой костью. Современная наука еще не достигла такого совершенства в этих сложных хирургических операциях. Древние перуанцы были мастерами гончарного искусства. Как дань исторической традиции и теперь на улицах Лимы выставлены для продажи изделия современного гончарного производства. Они разместились прямо на асфальте между проезжими зонами дорог, а продавец, оставив свою экспозицию для обозрения автопассажиров и водителей, отдыхает где-нибудь под тенью развесистых деревьев, растущих вдоль тротуаров.

На улицах Лимы удивительно чисто, никогда не увидишь брошенных окурков или даже спичек. Лишь единственный раз нам пришлось видеть заваленные мусором улицы города, когда трудно было проехать между кучами коробок, бумаг, остатков пищи, бутылок и банок. В городе проходила забастовка мусорщиков, и за эти сутки было видно, какую большую и необходимую всем работу они выполняют. Не знаю, были ли удовлетворены их требования, но на следующее утро город снова блистал своей обычной чистотой.

Лима Лима во время
забастовки мусорщиков

В Лиме есть несколько базаров изделий народного творчества - "артасании". Вокруг небольшой площади расположены лавки с произведениями из серебра и других металлов, дерева, глины и камня. Со своим товаром сюда приезжают с гор индейцы в ярких пончо из шерсти ламы. Благороднейшие животные дают им и одежду и пищу. Здесь же на площади они стоят неподвижные и величественные, украшая ее яркими белыми или серыми пятнами и стройными силуэтами. Тут же большие и маленькие гончарные кувшины и тарелки разбросаны прямо на земле или на циновках. Их яркая расцветка выполнена со вкусом и тактом. Лавки битком набиты сувенирами и ювелирными изделиями, а покупателей нет. Скучающие продавцы несколько оживились при нашем появлении, на убедившись, что мы скорее зрители, чем покупатели, снова погрузились в спячку. Сейчас в Лиме мало туристов, а местные жители редко заглядывают в такие места. Необходимые современные товары продаются для них в крупных торговых центрах, которые имеются в каждом районе города.
Церемониальный нож Фигурка из красного
дерева, изображает
золотой церемониальный
нож инков

Но вот яркие афиши извещают весь город об одном из крупнейших событий сезона. В субботу в Лиме на Пласа-де-Торос начинается коррида! В некоторых странах Южной Америки коррида уже запрещена властями под давлением общества по охране животных. Настоящая коррида бывает теперь только в Мексике, Колумбии и Перу. Жители этих стран видят в ней и страстное искусство, и наиблагороднейший спорт. Даже в нас, не имеющих ни капли испанской крови, предстоящая коррида почему-то вызывает не только любопытство, но и захватывающее дух возбуждение и страсть. Это или атавизм, или пробуждение в человеке того, что заложено от дьявола. Сознание, конечно, ясно оценивает никчемность и жестокость этой кровожадной бойни. Но мы всё же с трепетом идём на корриду вместе с густой толпой, в которой преобладают, как ни странно не мужчины, а красавицы девушки. У входа в цирк зрителям выдают поролоновые подстилки, чтобы удобно было сидеть в течение четырех-пяти часов на холодных жестких каменных трибунах. Здесь же зрителям предлагают купить фигурки быков и украшенные разноцветными лентами бандерильи. Трибуны, охватывающие круглую, засыпанную песком арену, быстро заполняются шумной массой публики. Арена - руэдоули пласа - отделена от трибун двумя рядами ограждения, между которыми суетится вспомогательный персонал и несколько кинооператоров. Несколько выдвинутые вперед каменные стенки образуют укрытия для тореро. Правда, ни один уважающий себя и публику тореро не воспользуется укрытием, потому что для этого ему нужно будет бежать почти с центра арены под дикие проклятия зрителей, разъяренных не менее быка.
Программа корриды 17 октября 1976 г Программа корриды
17 октября 1976 г
Коррида Коррида
Коррида

Но вот, заглушая нетерпеливые возгласы "Ора! Ора!", оркестр разражается бравурными маршами. Начинается традиционное праздничное шествие тореро и их помощников. На арене четыре тореро - матадоры из Перу Хосе Антонио Родригес, Сезар Каро, Лола де Испанья и Пако Родригес из Колумбии. Сейчас в Перу самый знаменитый тореро молодая женщина Лола. Раньше женщины в этой роли не выступали. Тореро в традиционных нарядах traje de luces - черные на каблуках туфли с пряжками, богато расшитые серебром яркие куртки, облегающие трико и голубые или розовые чулки. На голове черные треугольные шляпы- монтерас. После шествия тореро развешивают на перилах свои красные с желтой подкладкой плащи. В качестве пикадоров и бандерильеро выступает ещё около двадцати человек. Начинается представление. По сигналу трубача на арену выпускают первого быка. Его целый день держали в полной темноте, и теперь он растерянный и жалкий стоит один на круглой арене под обращенными на него со всех сторон взглядами тысячи кровожадных и беспощадных человеческих глаз черным пятном на крас-но-желтом песке. В этот момент становится жалко быка, обидно за людей и хочется уйти и не видеть этого дикого издевательства над животным. Но вот из-за барьера, за которым укрылись тореро и его помощники, выбегает стройная и легкая фигурка бандерильеро. Чтобы привести быка в "боевую готовность", он всаживает в его шею украшенные лентами острые стрелы - бандерильи. По бокам быка узкой красной струйкой стекает кровь. Бандерильеро действует необыкновенно отважно и ловко, его прыжок с бандерильями в обеих руках не до-пускает ни малейшей ошибки. Бык всё больше начинает проявлять признаки реакции. После бандерильеро на арену в защищенных от головы до ног конях выезжают пикадоры. Лошадь не видит нападающего быка, её глаза закрыты щитком, а пикадоры наносят быку уколы своими длинными пиками, приводя его в ярость. Наконец, когда бык приведен в "боевую готовность", на арену выбегает тореро, вооруженный красным плащом и эспадой - тонкой бле-стящей рапирой. Он набрасывает на всю длину рапиры мулету и начинает заключительный рискованный балет перед обезумевшим от ярости быком, на шее которого при каждом движении раскачиваются украшенные бумажными лентами бандерильи. Красивые движения мулеты и изящный танец вокруг нападающего быка, который буквально скользит по тонкой фигурке Лолы, вызывают бурный восторг зрителей. Трибуны ревут в один голос "Оре!!" Красный цвет плаща - это для зрителей, быка привлекает не цвет, а движение плаща. Как только замирает в красивой позе тореро, останавливается и бык, будто ему стало скучно и надоела эта смертельная игра. Но малейшее движение мулеты, и бык снова в атаке. У него острые и длинные рога, они то опускаются, то поднимаются у самой головы Лолы. Бык уже з адыхается с оставляет на песке пятна крови. Чувствуется нетерпение зрителей, и тогда раздается последний сигнал судьи, и помощник подает тореро новую острую эспаду для заключительного удара. Лола останавливается перед быком, смело выставив вперед рапиру, и некоторое время неподвижно стоит в такой позе. Трибуны безмолвно замерли, слышно только громкое хриплое дыхание быка. Но вот Лола делает внезапный и точный выпад вперед и точно вонзает эспаду в холку быка. Бык делает неуверенный шаг в направлении Лолы, опускается перед ней на колено и падает. Тишина цирка прорывается бурной овацией:

-Орэха! Орэха! - Ухо! Ухо!

-Рабо! Рабо! - Хвост! Хвост! Браво!

На арену сыплются цветы и шляпы. Лола получает ухо быка как символ высшего судейского признания. На арену выезжает пара белых коней, к их повозке привязывают труп быка и волоком вывозят его с арены. Перуанцы говорят: "Коррида не убийство, а искусство". Быку тоже отдают почесть за отважный и честный бой вставанием. Таковы нравы! Например, в Коста-Рике запрещено убивать быков на арене и коррида заканчивается мирно. В Португалии "тоурада" заметно отличается от испанской корриды. Тореро гарцует на арене верхом на лошади и вонзает в загривок быка ярко раскрашенные спицы - "фарпи". Быка не закалывают на глазах у публики. Убийство животных на арене строго запрещено и карается законом. Доведенного до "точки кипения" быка усмиряют смельчаки-"форкадуш". Они хватают животное за рога и пытаются привести его в повиновение. При этом высшим шиком считается покататься на быке, держа его за хвост. Считается, что это более гуманно.

Коррида - это, пожалуй, всё, что осталось в жизни перуанцев от Испании. Перу - это Америка. Борьба за независимость от испанского господства, развернувшаяся в XVIII и XIX веках была завершена вступлением на территорию Перу революционных войск Сан Мартина и Симона Боливара, которые разбили в битве при Айякучо испанскую армию и обеспечили Перу политическую независимость. C этого времени большую роль в политической жизни республики играла армия. Большое влияние на укрепление национального суверенитета и развития солидарности с народами Америки оказал, будучи президентом, генерал Рамон Кастилья. К концу XX века во многих отраслях экономики укрепился капитал США и других капиталистических государств, превратив страну в свой сырьевой придаток. Антикапиталистическая направленность в социально-экономических преобразованиях начала проявляться с 1970 года. Теория перуанских военных "революционный гуманизм" находится под большим влиянием "христианских идей", однако, она направлена против основ капиталистической эксплуатации.

Проведение революционных преобразований наталкивается на многочисленные экономические и политические трудности. Страна во многом зависит от хозяйственных связей с капиталистическими странами и прежде всего с Соединенными Штатами Америки. Характерным в этих преобразованиях все же является рост активности трудящихся. Выросло влияние Коммунистической партии Перу. Несмотря на трудности путем укрепления государственного и кооперативного секторов в экономике поднимается жизненный уровень широких слоёв населения. Важной чертой современной Перу является то, что правительство создает благоприятные условия для развития культуры и образования. Реакция в стране пытается любыми путями свергнуть Революционное правительство вооруженных сил. Революционное правительство и армия дают должный отпор вооруженным провокациям правых элементов. Перуанская компартия стремится к укреплению единства армии и народа для защиты революционных преобразований. Успеху революционного процесса в Перу благоприятствует усиление национально-освободительной и антиимпериалистической борьбы всех народов латиноамериканских стран.

"Путевые впечатления" Следующая страница "В Юго-Восточной Азии. Вьетнам."