ДЕКАБРЬСКИЕ ВЕЧЕРА

В.А.МОЦАРТ (1756—1791)

Сторона 1
Квинтет для скрипки, двух альтов, валторны и виолончели ми-бемоль мажор, KV 407
1. Allegro — 6.15
2. Andante — 6.36
3. Allegro — 4.09
Квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели фа мажор, KV 370 1. Allegro — 6.35
2. Adagio — 2.48

Сторона 2
3. Rondeau. Allegro — 4.12
Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота ми-бемоль мажор, KV 452
1. Largo. Allegro moderate — 10.16
2. (Larghetto) — 9.13
3. (Rondo). Allegretto — 6.10

Андрей Шишлов, скрипка (1, 2)
Александр Галковский (1, 2),
Сергей Пищугин (1), альты
Александр Корчагин, виолончель (1, 2)
Радован Влаткович, валторна (1,3)
Александр Уткин, гобой (2, 3)
Эдуард Бруннер, кларнет (3)
Валерий Попов, фагот (3)
Элисо Вирсаладзе, фортепиано (3)

Запись из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 18 декабря 1988 года

Звукорежиссер В. Концов. Редактор И. Слепнев Художник Б. Столяров

В творческом наследии Вольфганга Амадея Моцарта ансамбли с участием духовых инструментов занимают значительное место. Разнообразные по составам — от чисто духовых (серенады и дивертисменты для деревянных и валторн) до различных сочетаний со струнными (квартеты и квинтеты для флейты, гобоя, кларнета, валторны и струнных) и фортепиано (Трио для фортепиано, кларнета и альта, KV 498, Квинтет для фортепиано и духовых, KV 452), по характеру и кругу образов — от развлекательно-дивертисментных до возвышенно созерцательных и драматических, они являют собой подлинную сокровищницу камерно-инструментальной музыки. Наиболее раннее из представленных на пластинке произведений — Квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели фа мажор, KV 370. Моцарт создал его, согласно указанию в автографе, в 1781 году в Мюнхене, куда он прибыл для работы над оперой «Идоменей», для мангеймского гобоиста Фридриха Рамма. Композитор подружился с Раммом еще в 1777 году во время приезда в Мангейм, высоко ценил его виртуозное мастерство и прекрасный звук и подарил ему свой Концерт для гобоя (очевидно, переработанный им впоследствии в Концерт № 2 для флейты, KV 314), который Рамм с блеском исполнял. Впервые Квартет с гобоем был напечатан в 1801 году издательством Андре в Оффенбахе как соч. 101.

Подобно квартетам с флейтой и квинтетам с кларнетом и валторной, в Квартете с гобоем ведущая роль принадлежит духовому инструменту. По сути дела, все упомянутые произведения представляют собой как бы «концертино» для солирующего духового в сопровождении струнного трио или квартета, которые, однако, как и оркестр в моцартовских сольных концертах, вступают в активное «состязание» с солистом. По облику и композиции Квартет с гобоем близок Первому квартету для флейты и струнных ре мажор, KV 285 — жизнерадостная первая часть и веселое финальное Рондо обрамляют печальное лирическое интермеццо, — не уступая ему в поразительном мелодическом богатстве, обаянии и совершенстве. Характер начального Allegro определяет звучащая у гобоя светлая и радостная главная тема — побочная партия основана на ее же мелодии, переходящей к скрипке и сопровождаемой подголоском гобоя. Разработку открывает новый канонический мотив, сменяемый гобойными фигурациями. Вторая часть, ре-минорное Adagio в лаконичной простой трехчастной структуре, овеяна тихой грустью. Скорбная начальная тема изложена струнными, к которым в дальнейшем присоединяется гобой. Подчеркивая концертное начало, Моцарт оставляет место для каденции гобоя перед заключением, где мелькнувший в середине просветленный мажорный мотив обретает печальный минорный колорит. Финальное Rondeau. Allegro в форме рондо-сонаты пронизано танцевальным движением, сверкающим юмором. Задорная скерцозная мелодия рефрена переходит от гобоя к скрипке, побочная тема не вносит образного контраста. Особенно интересен центральный эпизод с полиритмическими сочетаниями аккомпанемента, сохраняющего размер 6/8, и мотивов гобоя в двудольном размере, создающими яркий юмористический эффект.

Произведения для солирующей валторны — Концерты, KV 412, 417, 447 и 495 и Квинтет, KV 407 Моцарт написал для своего друга, зальцбургского валторниста Йозефа Лойтгеба, который в 1777 году открыл в Вене сыроварню, продолжая выступать в концертах. Моцарт постоянно подшучивал над Лойт-гебом — хорошим музыкантом, но, очевидно, со скромными возможностями. Даже рукописи концертов содержат шутливые пометки (в Рондо Концерта, KV 412 воссоздающие миниатюрную сценку с незадачливым валторнистом). Квинтет для скрипки, двух альтов, валторны и виолончели, KV 407 был .создан в Вене, по мнению Альфреда Эйнштейна, в конце 1782 года. Автограф его не сохранился (иногда произведение датируют 1782 — 1784 годами).

Возможно, первое издание Квинтета было осуществлено Плейелем в Париже около 1799 года в переложении для струнного Квинтета как соч. 9. В 1800 году венское издательство Артариа выпустило Квинтет с заменой партии валторны на вторую виолончель и с добавлением Менуэта из Серенады для духовых, KV 375. Два года спустя Андре опубликовал Квинтет как соч. 109 в оригинальной инструментовке, но с добавлением того же Менуэта. В 1805 году лейпцигское издательство Брайт-копфа и Хертеля напечатало Квинтет в редакции для секстета духовых, присоединив к нему Менуэт из Струнного трио, KV 563. Все эти варианты Моцарту не принадлежат.

По облику Квинтет близок валторновым концертам. Музыка его не отличается особой глубиной — очевидно, композитор учитывал исполнительский потенциал Лойтгеба. Здесь господствуют юмор, жизнерадостность, концертность. Своеобразный инструментальный состав — вместо обычных двух скрипок присутствует два альта — призван подчеркнуть роль скрипки, «концертирующей» наряду с валторной. Функции остальных инструментов предельно скромны.

В главной теме начального Allegro энергичные вступительные аккорды и изящные мотивы струнных сменяются напевом валторны. Кантиленные возможности валторны колоритно использованы и в минорной мелодии связующей партии, и в побочной теме. Разработка предельно лаконична, в ее основе новый канонический мотив.

Вторая часть, си-бемоль-мажорное Andantino в сонатной структуре, проникнута лирической задушевностью; по словам А. Эйнштейна, это «маленький любовный диалог между валторной и скрипкой». Прекрасна светлая главная тема, расцвеченная в разработке минорными тенями. Не создающая контраста побочная партия заменена в репризе новой мелодией, куда вновь вторгается мечтательный начальный мотив.

Рефрен финального Allegro в форме рондо преобразует главную тему второй части в стремительную, блестящую юмором мелодию. Контраст вносит второй эпизод с его элегическим минорным валторновым напевом. В коде основная тема предстает в полных искрометного веселья канонических имитациях.

Автограф Квинтета для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота ми-бемоль мажор, KV 452 не сохранился, но, согласно указанию в авторском каталоге, он был завершен 30 марта 1784 года в Вене. 1 апреля Квинтет был исполнен с участием композитора в одной из концертных академий. «Я считаю его лучшим из всего, что написал в своей жизни, — писал Моцарт отцу 10 апреля. — Очень хотел бы, чтобы Вы услышали его — и как прекрасно он был исполнен!» 10 июня Квинтет исполнялся в Дёблинге в академии на даче Игнаца Готфрида фон Плойера, отца Барбары фон Плойер — ученицы Моцарта, одаренной пианистки. «...Барышня Бабетта будет играть новый Концерт в соль мажоре, а я — Квинтет, и потом мы вдвоем — большую Сонату на двух клавирах», — сообщал композитор Леопольду Моцарту 9 июня. История пераых изданий произведения сходна с валторнопым Квинтетом. По сообщению вдовы Моцарта Констанцы, один польский граф получил от композитора партитуру Квинтета, в результате чего она была награвирована в Вене в виде квартета для фортепиано и струнных без согласия композитора, В такой версии ее напечатали издательства Артариа (как соч. 29) и Андре (как соч. 43) я 1793 и 1794 годах. В аугсбургском издательстве Гомбарта Квинтет был выпущен в 1800 году как Кончертанта для скрипки, гобоя, кларнета, валторны, фагота, альта, виолончели и контрабаса. В оригинальном виде Квинтет впервые появился, очевидно, у Брайткопфа и Хертеля в 1803 году.

Оценка Моцартом своего шедевра не кажется особенно преувеличенной — Квинтет принадлежит к шедеврам его камерной музыки. Мелодическое богатство, непревзойденная красота образов, преимущественно жанровых и лирических, сопутствуют здесь поразительной тонкости инструментовки. Сочетание фортепиано с ансамблем духовых позволило композитору использовать яркую палитру темброво-динамических красок. «Особое очарование заключается в том, как Моцарт понимает характер звучания четырех духовых инструментов, — пишет А. Эйнштейн. — Он не позволяет им оттеснять друг друга... ни один инструмент не занимает по отношению к остальным подчиненного положения, даже валторна. Характером их звучания обусловлены мелодические находки Моцарта». Вдохновленный мо-цартовским творением, Бетховен создал свой Квинтет, соч. 16 такого же состава и в той же тональности.

Во вступительном Largo торжественные аккорды, чередующиеся с лирическими репликами фортепиано, сменяются поочередным концертированием всех участников ансамбля. Общий характер Allegro moderate обрисован уже в главной партии, сопоставляющей мечтательные фразы фортепиано и духовых с праздничным tutti. Побочная тема, обрамленная нарядной звучностью связующего и заключительного разделов, не вносит контраста: в ее основе задушевная «беседа» фортепиано и ансамбля духовых. Свежестью модуляций чарует небольшая разработка, основанная на главной теме, которая словно растворяется в перекличках инструментов.

Начальная мелодия лирически-просветленной второй части в си-бемоль мажоре в сонатной форме предвещает медленный «менуэтный» раздел арии Лепорелло «со списком» из «Дон Жуана». Второй образ экспозиции — экспрессивная взволнованная кантилена духовых на фоне фигурации фортепиано в связующей партии; грациозная побочная тема как бы дополняет ее. В разработке появляется новая валторновая мелодия широкого дыхания, сменяющаяся патетической кульминацией.

Рефрен финального Allegretto в рондо-сонатной структуре выдержан в характере подвижного гавота. Его сменяют скерцозная мелодия связующего раздела и побочная тема, ласковые просящие интонации которой могут напомнить страницы музыки Гайдна (начало Симфонии № 79) и Бетховена (вторая часть 17-й фортепианной сонаты). Некоторый контраст создает центральный эпизод с его элегической до-минорной мелодией гобоя, после которой темы экспозиции звучат в «зеркальной» последовательности. Блестящий концертный элемент подчеркнут введением развернутой каденции, написанной с блистательным полифонически/^ мастерством.

На этой пластинке произведения Моцарта звучат в исполнении известных советских музыкантов, в ансамбле с которыми выступают югославский валторнист Радован Влаткович и западногерманский кларнетист Эдуард Бруннер.