Для строительства больницы было выбрано место на окраине города, между Большой Калужской улицей и Москвой-рекой за Крымским валом. Участок, расположенный между суконными фабриками и домом купца Титова с одной стороны и домом графини Орловой-Чесменской с другой, был еще не застроен. Местность на высоком берегу Москвы-реки, вдоль Калужской улицы, от Крымского вала до Калужской заставы с рощами и парками, спускающимися к набережной, в XVIII веке была занята великолепными барскими усадьбами и до настоящего времени является любимым местом отдыха москвичей.
М.Ф.Казаков в построении комплекса придерживался традиционной схемы, принятой для строительства барских усадеб в XVIII веке. Основное (центральное) ядро ансамбля составлял главный дом с церковью-ротондой в центре и боковые флигели, а также служебные корпуса, замыкавшие вместе с кирпичными оградами два служебных дворика. Ансамбль Голицынской больницы был задуман и выполнен как единое целое. Он начинался от красной линии Большой Калужской улицы, вдоль которой была расположена ограда парадного двора, и кончался набережной вдоль берега Москвы-реки...
Главное здание больницы было расположено в глубине парадного двора по традиции московских городских усадеб. С двух сторон к главному дому примыкают боковые флигели. Вся композиция ансамбля построена симметрично средней оси, проходящей через центр главного дома (церковь с высоким куполом) в глубину парка до набережной.
Со стороны парка симметрично расположены служебные и больничные корпуса. Ближайшие к главному дому корпуса, соединенные с ним двумя каменными оградами, уравновешивают композиционное решение парадной части. В плане служебные корпуса ограничивают небольшие служебные дворики, за которыми расположен парк, по краям которого симметрично по отношению к продольной оси размещены больничные сооружения.
Весь ансамбль был закончен к 1801-1802 гг., кроме картинной галереи, расположенной в глубине парка над оврагом, который спускается к прудам. Галерея была построена к 1806 году.
Хочется подчеркнуть еще раз, что ансамбль был сооружен как единое целое к это единство не должно быть нарушено, так как все сооружения сохранились до нашего времени.
К сожалению этот уникальный ансамбль с идеальным композиционным решением как в планировке, так и в архитектуре фасадов в настоящее время в значительной степени разрушен позднейшими перестройками. Территория парка застроена различными сооружениями, временными деревянными сараями и гаражами, кирпичными сооружениями и надстройками дополнительных этажей. Например, картинная галерея обнесена деревянным забором, рядом с ними построены кирпичные сооружения. Один из основных домов ансамбля (служебный корпус, №19) надстроен верхним этажом. Корпус №26 недавно отремонтирован и приобрел вид, совершенно не соответствующий архитектуре ансамбля.
Левый служебный корпус, расположенный за главным корпусом больницы, первоначально предназначался под богадельню, но вскоре в нем были размещены больные неизлечимыми болезнями. Изображенные на одном из планов в этом корпусе длинные узкие помещения, вероятно, являются боксами-изоляторами для больных. Впоследствии в части корпуса располагалась конюшня, а в 50-х годах XX века корпус был переоборудован под городскую скорую помощь с гаражами, расположенными в одном из крыльев корпуса. Использование под гаражи без соблюдения санитарных норм привело к тому, что здание находится в аварийном состоянии.
 
"Стоящий в глубине участка главный корпус больницы украшен поднятым на цокольный этаж портиком. Здесь примечателен зал бывшей церкви, перекрытый двойным куполом. Его монументальным, свободно стоящим по кругу колоннам ионического ордера как бы аккомпанируют пристенные колонны малого ордера с коринфскими капителями. Исключительно хороша цветовая гамма искусственного мрамора колонн, основанная на сочетании теплого розового тона с холодным серо-зеленым. Декор ротонды дополняет живопись в духе гризайль. Соседний с круглым залом кабинет Голицына отделан сложным лепным декором и живописными пейзажами в романтическом духе. Когда-то обширный парк больницы с павильонами, в одном из которых была картинная галерея, доходил до Москвы-реки. Здесь на территории Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького до наших дней сохранились две белокаменных беседки.
Работа реставраторов (И.Рубен, Г.Солодкая) преследовала цели - вывести здания ансамбля из аварийного состояния и восстановить лепной декор фасадов и интерьера. Это достаточно сложная задача, если вспомнить, что хрупкие и изящные лепные детали в постройках Казакова отличаются исключительной тонкостью и своеобразием. В тех случаях, кода отдельные элементы декора полностью отсутствовали, реставраторы должны были "вжиться" в характер этих деталей и в докомпоновках максимально приблизиться к творческому почерку мастера..."
Современный вид ансамбля
представлен на фотографиях:
Назад | Семейный архив | Г.И.Солодкая | Вперед |