Сложнейшая работа была проделана реставраторами по выявлению первоначальной ахритектуры памятника. Как показывали исследования, здание было скомпоновано в конце XVIIIв. из двух более ранних сооружений, объединенных пристройкой со стороны бульвара. Центральная часть фасада была украшена монументальным шестиколонным портиком.
Чертежи дома Дурасовых помещены во втором из так называемых "Альбомов Казакова", хранящихся в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. В них великий зодчий собрал чертежи наиболее выдающихся московских построек, в том числе и собственных.
Считать автором здания М.Ф.Казакова не имеется достаточных оснований, но и исключать вовсе это предположение нельзя. По мнению исследователя творчества М.Ф.Казакова архитектора Р.Подольского, в альбомах помещались чертежи тех объектов, в которых Казаков принимал то или иное участие если не в проектировании, то в строительстве.
В 1844г. в процессе приспособления дома Дурасовых для Академии практических наук и в дальнейщем по подвергался перестройкам, в которых последовательно участвовали архитекторы Е.Тюрин, Петров и М.Быковский.
В 1951г. здесь проводились реставрационные работы, целью которых было восстановление утраченного первоначального облика фасадов. В результате тщательно проведенных исследований авторы проекта реставрации (архитектор Р.Подольский в соавторстве с И.Казакевич и Г.Солодкой) выявили первоначальные размеры искаженных оконных проемов, профилировку венчающего карниза и ряд других деталей.
Были проведены зондажи, которые помогли обнаружить под штукатуркой над окнами второго этажа ниши с гипсовыми орнаментальным барельефами, сильно поврежденными при перестройке здания. Часть осколков барельефов была употреблена в качестве забутовки. По этим остаткам реставраторы выполнили чертежи лепных композиций в нишах квадратных и полуциркулярных очертаний, а затем воспроизвели их в натуре.
От изображенных в "Альбоме Казакова" на доме балконов сохранились в толще стены тлько железные проушины и остатки парных железных кронштейнов, служивших каркасами для алебастрового декора. Восстановление балконов было осуществлено на основе этих остатков и чертежа фасада в "Альбоме".
Наиболее сложной задачей оказалось восстановление декоративных композиций, помещенных над балконами и подвергшихся наибольшим разрушениям. Остатки стесанных белокаменных элементов давали лишь общее представление о теме композиций. Значительную помощь в восстановлении утраченных барельефов оказала находка чертежа 20-х годов XIX века с изображением главного фасада дома до перестройки. Докомпоновка утрат велась на основе изучения орнаментальных композиций эпохи раннего русского классицизма, стилистически близких к восстанавливаемым.
Дом Дурасовых ныне возвращен в своем первоначальном облике в "действующий строй" московских памятников зодчества."
Комментарий 2001г.: В настиоящее время по крайней мере внешне дом поддерживается в хорошем состоянии. В 1997г. стены главного фасада ремонтировались и были перекрашены из белого цвета в розовый. В нишах плоскости покрашены в серый цвет, на его фоне контрастно выделились лепные барельефы. Правда, не знаю, насколько такая окраска соответствует исторической правде. Соверменный вид дома представлен на фотографии 2000г. в начале.
На фотографии видны детали декора фасада, восстановленные при реставрации 1950-х гг. (фото 1996г.):
Назад | Семейный архив | Г.И.Солодкая | Вперед |