Новая Голландия. Фото 2001 г.
ngola1

Возникновение ансамбля связано с развитием Петербурга как центра судостроения. Островок, названный в петровское время "Новой Голландией", образовался, когда прорыли Адмиралтейский и Крюков каналы. Первые деревянные склады для хранения корабельного леса, размещавшиеся по периметру острова, были построены в 1732-1740гг. по проекту И.К.Колобова, строителя Адмиралтейства. В 1763г. обветшавшие склады было решено заменить деревянными, и архитектор С.И.Чевакинский разработал проект складов для хранения леса не в штабелях, а стоймя, с небольшим наклоном. Осуществлен был второй проект Чевакинского, выполненный в 1765г. Проект фасадов и эффектной арки над каналом, ведущим в бассейн внутри острова, исполнил архитектор Ж.-Б.Валлен-Деламот. Постройка затянулась до 1780-х гг. и так и не была завершена. Корпус на берегу Адмиралтейского и Крюкова каналов был построен только в 1848-1849гг., когда был построен первый постоянный мост через Неву и прилегающий к нему район благоустраивался. В 1828-1829гг. по проекту А.Е.Штауберта на острове было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы. Величественный портал "Новой Голландии" с аркой над каналом широко известен. Строго классические тосканские колонны портала сооружены из блоков тесанного гранита. Скругленные углы лесных складов обработаны парными колоннами тосканского ордера, стены - рустованными лопатками. Обработка рустами, характерная для русского раннего классицизма, обогатила фасады. Чевакинский и Вален-Деламот с большим мастерством решили задачу объемной и фасадной композиции здания утилитарного назначения, учитывая и градостроительные требования.