Меншикова башня. Фото 2003г.
menshb5

Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) - уникальное сооружение начала XVIIIв. выстроено по заказу ближайшего сподвижника Петра I А.Д.Меншикова. С 1699г. он стал скупать владения к северу от храма Гавриила, который известен с 1551г. и после 1637г. был уже каменным. В 1701г. по желанию Меншикова церковь обновили и пристроили Введенский придел с юга. Последний был сохранен, когда в 1704г. основной храм разобрали и начали строить существующее здание. К 1707г. возвели невиданную по высоте постройку (81м). К строительству Меншиков привлек многих иностранных и отечественных мастеров, организатором работ был И.П.Зарудный. В 1708г. на башне установили английские часы с курантами и повесили пятьдесят колоколов. Церковь имела три восьмерика над четвериком, выступающим из середины вытянутого "кораблем" нижнего объема здания, и завершалась тридцатиметровым шпилем с золоченой фигурой ангела. Нижний восьмерик украшали скульптуры ангелов с орудиями страстей Христовых. В 1711г. Меншиков стал петербургским генерал-губернатором и занялся отстройкой тамошних резиденций, отделка Гавриловой церкви сильно замедлилась. В 1723г. от молнии, ударившей в шпиль, возник пожар, полностью уничтоживший деревянный верх храма. Рухнувшие колокола проломили своды, уничтожили часы и большую часть отделки внутри четверика. Восстановление велось в течение 1773-1779гг. Заново возвели своды, заложили проемы звона, установили новое шаровидное завершение со шпилем. На месте статуй по углам нижнего восьмерика появились декоративные вазы, первоначально белокаменные. В конце 1880-х гг. церковь ремонтировали. Существующая фигурная главка на основании из волют появилась, возможно, ещё до ремонта. Башня была застроена со всех сторон и видна теперь только с переулков. Несмотря на изменения, памятник в главных чертах сохранился. Над трехчастным прямоугольным в плане объемом возвышается крестообразный объем, над ним - столп из двух ранее открытых восьмериков звона. Крестообразная часть выделена пилястрами большого ордера. Спокойный ритм оконных проемов внизу, разнообразные по величине круглые окна, тройные итальянские окна четверика, вытянутые арочные проемы звона - все это подчеркивает нарастание динамики объемов. Этому же подчинено распределение декора, придающее облику здания пышность и праздничность. Но западном фасаде огромные волюты-контрфорсы создают триумфальное обрамление главного входа. У торцов "креста" сохранились остатки балюстрад, венчавших угловые части нижнего яруса. Меншикова башня - один из первых храмов Москвы, где применена сюжетная скульптура. Над портиками размещены рельефные изображения архангелов Гавриила и Михаила, над главным, западным входом - композиция "Вознесение Христово". Изображения херувимов включены в капители колонн. Вазы, поставленные на место скульптур по углам нижнего восьмерика, впоследствии неоднократно заменялись, ныне существующие, бетонные с белокаменными деталями, поставлены при реставрации 1940-х гг.