Общий вид монастыря с севера. Фотография 2017г. |
Монастырь был основан в 1656г. патриархом Никоном как его подмосковная резиденция. Ансамбль строился как подобие всемирно известного палестинского прототипа, главной святыни христианства. Тем самым Никон стремился создать в России внушительный центр православия, призванный поднять внутренний и международный авторитет русского патриархата. Для этого были привлечены лучшие мастера, создавшие неповторимый, единственный в своем роде соборный комплекс. Архитектурный ансамбль монастыря сложился за два строительных периода. Первый продолжался с 1656 по 1666г. под руководством самого Никона. За это время были выстроены возле монастыря "скит" Никона и Елеонская часовня, а на самой территории монастыря строился соборный комплекс. Затем, после низвержения и ссылки Никона, работы прервались почти на 14 лет и были возобновлены лишь в 1679г. по указу царя Федора Алексеевича. В 1685г. завершилось строительство соборного комплекса и началась обстройка монастыря каменными жилыми и хозяйственными зданиями, сменившими деревянную застройку. Этот заключительный этап в формировании ансамбля, совпавший с расцветом московского барокко, во многом определил художественный облик монастыря. Во второй половине XVIIIв. проводились работы по восстановлению рухнувшего шатра собора и возобновления монастырских зданий. При этом были искажены и частично обезличены внешние архитектурные формы больничных и трапезных палат и корпуса келий. Последний был окончательно обезличен в XIXв. В 1919г. монастырь был закрыт, а в 1920г. на территории начал работать музей. В 1941г. ансамбль был разрушен немецко-фашистскими захватчиками. Большинство построек сильно пострадало от взрыва и пожара. После войны начались реставрационные работы. В период с 1950 по 1993 год архитектурный ансамбль был почти полностью восстановлен, в 2011-2014 году восстановлена колокольня, к 2016 году реставрационные работы были завершены. С 1995г. вновь открыт мужской монастырь, для музейной экспозиции позже построено отдельное современное здание.
Воскресенский собор. Собор был задуман как копия Иерусалимского храма и выстроен в 1658-1685гг. из кирпича по модели, привезенной из Палестины. Образец был повторен только в плане, объемное решение и декоративная обработка получили вполне оригинальную, самобытную трактовку. Памятник уникален по типу и по масштабам использования полихромной керамики. Собор состоит из нескольких сооружений: четырехстолпного крестчатого в верхней части одноглавого храма Воскресения с боковыми двухъярусными галереями, примыкающей к нему с запада грандиозной ротонды с часовней Гроба Господня внутри и заглубленной в землю церкви Константина и Елены. Ротонда, имеющая диаметр у основания 24м и высоту 30м, первоначально была перекрыта каменным шатром. С юга к собору примыкала колокольня. В 1941г. она была разрушена немецко-фашистскими оккупантами. Фасады и интерьеры собора декорированы многоцветными поливными изразцами разнообразных типов и форм, изготовленными на месте под руководством белорусского мастера П.Заборского. Он же создал керамические иконостасы в приделах. В 1723г. каменный шатер ротонды рухнул. Он был восстановлен в 1756-1761гг. архитектором К.Бланком. При этом архитектура здания была переработана в стиле барокко. Интерьер получил пышное лепное убранство, выполненное по проекту В.Растрелли. Впоследствии, при устройстве новых приделов над декоративным оформлением работали зодчие М.Казаков, А.Воронихин и др. В 1941г. сгорел шатер над ротондой, были разрушены колокольня, свод и два пилона Воскресенского храма, утрачена значительная часть декора. После войны соборный комплекс был восстановлен. Шатёр был восстановлен с использованием металлических конструкций в 1983-1993 гг., колокольня воссоздана в 2011-2014 гг.
Ансамбль Воскресенского собора. Вид с запада. Фотография 2017г. |
Фрагмент Воскресенского собора. Фотография 2017г. |
Фрагмент Воскресенского собора. Фотография 2017г. |
Интерьер ротонды Воскресенского собора с часовней Гроба Господня. Фотография 2017г. |
Шатёр ротонды Воскресенского собора изнутри. Фотография 2017г. |
Интерьер ротонды Воскресенского собора. Фотография 2017г. |
Подземная церковь Константина и Елены. Фотография 2017г. |
Ансамбль Воскресенского собора. Вид с запада. Фотография 2017г. |
Трапезные палаты с церковью Рождества Христова. Палаты построены на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686-1692гг. Кирпичное здание с белокаменным декором в стиле московского барокко поставлено на высокий подклет. Три трапезные палаты зального типа перекрыты сводами большого пролета. До 1941г. в палатах стояли изразцовые печи XVIIв. Церковь в виде двусветного одноглавого четверика служит композиционным центром здания. Первоначально палаты и церковь объединялись открытой галереей, замененной по проекту М.Казакова декоративной аркадой. В то же время были переделаны оконные наличники церкви.
Трапезные палаты. Фотография 2017г. |
Трапезная церковь Рождества Христова. Фотография 2017г. |
Больничные палаты с церковью. Фотография 2017г. |
Дворец царевны Татьяны Михайловны. Одноэтажное кирпичное здание построено в конце XVIIв. Первоначальная планировка и сводчатые перекрытия утрачены. При реставрации в 1960-х гг. восстановлено наружное убранство главного фасада в стиле московского барокко.
Дворец царевны Татьяны Михайловны. Фотография 2017г. |
Солодежные и кузнечные палаты (справа). Стены и башни, корпуса келий. Фотография 2017г. |
Святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью. Ворота с одноэтажными караульней и наместническими палатами по сторонам и надвратной церковью построены в 1690-1697гг. мастерами Ф.Папугой и братьями Михайловыми под руководством зодчего Я.Г.Бухвостова. Церковь в стиле московского барокко принадлежала к центрическим ярусным храмам. Двусветный четверик с четырьмя апсидами завершался двумя ярусами убывающих восьмериков и барабаном с главой. Стены алтаря, притворов и восьмериков венчались фигурными аттиками - "гребешками", впоследствии утраченными. Церковь была разрушена немецко-фашистскими захватчиками в 1941г. После войны она была восстановлена.
Святые ворота с Входоиерусалимской церковью. Фотография 2017г. |
Западная стена со Святыми воротами. Фотография 2017г. |
Сионская башня. Фотография 2017г. |
Гефсиманская башня. Фотография 2017г. |
Северная стена с башнями Дамасской, Ефремовой и и башней "Варухой". Фотография 2017г. |
Гефсиманская башня. Фотография 2017г. |
Башня "Варуха", собор с колокольней. Фотография 2017г. |
Елизаветинская башня. Фотография 2017г. |
Скит Никона. Скит, выстроенный вне стен монастыря в 1658 году, представляет собо оригинальное двухэтажное кирпичное здание с полуподвалом, объединяющее жилые покои патриарха Никона и несоклько домовых церквей. В нижнем ярусе размещался четырёхстолпный храм и четыре комнаты, в первом этаже - трапезная и две кельи, во втором - трёхкомнатные покои патриарха и второй храм. На кровле здания поставлены восьмерик верхнего храма, звонница и келья патриарха. Этажи связаны винтовой лестницей. Фасады богато украшены поливными изразцами.
Скит Никона. Вид с юга. Фотография 2017г. |
Скит Никона. Вид с запада. Фотография 2017г. |
Скит Никона. Вид с севера. Фотография 2017г. |