КУЗЬМИНКИ ЗИМОЙ

Декабрь 2002г. В Москве зима, похожая на настоящую, со снегом, льдом и морозом вместо уже привычных плюсовой температуры и мокрой жижи под ногами. Лежит снег, хотя еще неглубокий, легкий мороз, небо облачное, день близится к концу, поэтому уже довольно темно. Входим в кузьминский парк со стороны Есенинского бульвара. На дорожках парка встречаются редкие прохожие, временами можно видеть лыжников. Застывшие пруды покрыты снегом.
Парк и пруд
Конный двор
Конный двор. Музыкальный павильон
На берегу Верхнего пруда - наиболее значительная по художественным достоинствам из сохранившихся построек усадьбы - Конный двор. Это одно из самых совершенных произведений крупного мастера московского ампира Доменико Жилярди. Центр здания выделен со стороны пруда Музыкальным павильоном. Первоначально павильон был деревянным, имел отличную акустику, здесь при Голицыных играл оркестр. Две скульптурные группы по сторонам лестницы были отлиты по моделям скульптора П.Клодта на голицынских Уральских заводах. Это точные копии двух из четырех скульптурных групп, стоящих на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Из литературных источников известно, что нынешний Музыкальный павильон - это муляж, сделанный из железобетона после того, как первоначальный деревянный сгорел в 1972г. Проверить, какой материал скрывается под штукатуркой, на месте сложно, так что приходится верить книжкам. Скульптурной группы Аполлона с музами, когда-то стоявшей в нише павильона на антаблементе, теперь нет. Недавно отремонтированы и другие части главного фасада Конного двора - кирпичные боковые флигели и ограда, украшенная полукруглыми арочными нишами. В Музыкальном павильоне по праздникам опять играют музыканты, но звук идет через мощные колонки, и акустика помещению уже не требуется.
Подходим к Конному двору с другой стороны. Задний фасад выглядит совсем не так, как фасад со стороны пруда. Штукатурки почти не осталось, видны голые кирпичи.
Конный двор. Задний фасад
Рядом с конным двором, на другой стороне дорожки - руины павильона, выполненного из кирпича с белокаменными деталями. Скорее всего, это Птичник, построенный еще в XVIIIв. для содержания декоративных птиц, и переделанный в 1820-х гг. архитектором Д.Жилярди в Кузницу.
Руины Птичника(?)
Развалины Ванного домика
Проходим через плотину, идем в сторону церкви и парадного двора. Слева едва видны из-под снега остатки еще одного павильона. Когда-то это был Ванный (Банный) домик, или Мыльня, деревянное здание на каменном основании, предназначавшееся для мытья и оформленное как великолепный садовый павильон. Так же, как и находившийся рядом "домик на плотине", от которого не видно даже следа, Мыльня сгорела в 1990-х гг. Остались только каменные части. Табличка около развалин извещала, что здание реставрируется, но это не заметно.
Дальше, справа от дорожки - ограда парадного двора. Через ров, окружающий парадный двор, перекинут арочный мостик. По четырем углам мостика на каменных постаментах установлены чугунные торшеры. Каждый из них с четырех сторон поддерживают грифоны, наверху - чаши со светильниками. Эти торшеры, решетка ворот, ограда с лежащими львам - чугунные изделия, отлитые на голицынских заводах. Вся усадьба была богато украшена чугунными литьем, из которого сохранилось немногое.
Торшеры на арочном мосту
Церковь Влахернской иконы Богоматери
В центральной части усадьбы, напротив парадного двора расположена церковь, построенная в 1759-1774гг. архитектором И.П.Жеребцовым вместо сгоревшего деревянного храма. В 1784г. церковь перестроили, предположительно по проекту Р.Р.Казакова, был педелан восьмерик, над ним поставили световой барабан, увенчанный куполом с бельведером и главкой, с четырех сторон пристроили колонные портики, с запада пристроили колокольню. Изуродованную в 1930-х гг. церковь и разобранную колокольню восстановили в 1990-х гг. после передачи здания верующим.
За зданием церкви видно небольшое сооружение в виде купольной ротонды с небольшими полукруглыми окнами в верхней части. Оно строилось как мавзолей-усыпальница семьи Голицыных в 1830г., но по прямому назначению никогда не использовалось. Здесь находилась кладовая церковной ризницы.
Мавзолей, или Ризница
Слободка, дом причта
Дальше идет Тополевая аллея. Вдоль нее, по левой стороне стоят три почти одинаковых каменных двухэтажных дома, так называемая Слободка. Эти корпуса, дом причта (т.е. дом священника, дьякона, дьячка и просвирницы, он на фотографии), людской корпус (теперь музей) и прачечная, построены в 1830-х гг. Александром Жилярди, двоюродным братом упомянутого выше Доменико, вместо деревянных зданий конца XVIIIв.
Скотный двор
В самом конце аллеи находится краснокирпичное с белокаменными деталями здание Скотного двора, или Молочной фермы, выстроенное в 1840-х гг. тем же А.Жилярди. Одноэтажный П-образный в плане корпус фланкируют два двухэтажных флигеля (левый флигель - слева на фотографии). Между ними - отдельное двухэтажное здание, которое строили как барский дом.

Становится совсем темно, фотографировать уже невозможно, и приходится возвращаться на остановку автобуса около церкви. На остановке ждут автобуса сотрудники Всероссийского института экспериментальной ветеринарии, который с 1918г. занимает главный дом, флигели, оранжерею и еще ряд зданий усадьбы, так что ограда парадного двора - это сейчас ограда института. Маршрутное такси увозит к метро "Рязанский проспект".

Вот схема усадьбы, маршрут зимнего путешествия отмечен красной линией со стрелками, показывающими направление движения
Карта усадьбы
Памятники архитектуры. Восток МосквыГлавная страница Вперед - Кузьминки весной