РАЙОН ВОЛХОНКИ И ЗНАМЕНКИ


Район Волхонки и Знаменки

В районе пересекались важнейшие дороги из Киева и Новгорода, над этим перекрестком на Боровицком холме встала сторожевая крепость Юрия Долгорукого. Здесь существовал так называемый Ленивый торжок, давший имя улице Ленивке. После московского пожара 1547г. в этой части Занеглименья, уже плотно заселенной, было расчищено место для дворцового Конюшенного двора (позже - Колымажный двор). До конца XVIIIв. Волхонка называлась Пречистенкой, "Волхонкой" назывался питейный дом, стоявший напротив Ленивки, - бывшие палаты Волконских. Знаменка была до XVв. главной улицей Занеглименья. Она шла к Кремлю через Боровицкий мост через Неглинную. У начала улицы на Ваганьковском холме стояли дворы великой княгини и бояр. Здесь территория Белого города не была расширена посадом, чем объясняется исключительная плотность и многослойность исторической застройки. Большинство крупных владений сформировались как обширные усадьбы высшей аристократии. Некоторые небольшие усадьбы были устроены на месте снесенных храмов или выделились из больших усадеб. Эпоха активного классического строительства на рубеже XVIII-XIXвв. сказалась ярче всего на застройке Волхонки. После устройства Пречистенского бульвара вдоль него появился ряд особняков. Знаменка теперь открывалась на широкую Арбатскую площадь. В 1837г. был снесен древний Алексеевский монастырь у Москвы-реки и на его месте в 1839-1883гг. выстроен огромный храм Христа Спасителя. Квартал Колымажного двора в начале XXв. был застроен зданием Музея изящных искусств. Вокруг Знаменки строились многоэтажные жилые дома. Южнее преобладала невысокая застройка, включавшая большие усадьбы с садами. Этот контраст усилен в наше время возведением крупномасштабных административных зданий вблизи Арбатской площади. Кварталы в южной части района сохранили в значительной степени свой традиционный облик.


Церковь Антипия на Колымажном дворе
76 Церковь Антипия на Колымажном дворе, Колымажный пер., д.8.

Церковь построена в слободе конюхов, появившейся здесь еще в XIVв. Каменная церковь - ядро ныне существующего эдания - поставлена не позднее второй четверти XVI в. Поначалу небольшой бесстолпный одноглавый храм на подклете имел галерею-гульбище, обходившую его с трех сторон. В XVII в. с юга вместо галереи появился Никольский придел, замененный в 1739-1741 гг. ныне существующим. Северный придел Иоанна Предтечи, притвор с запада и двухъярусная колокольня построены в 1798 г. Комплекс отличается согласованностью объемов при всем разнообразии их внешнего оформления. Объединяющая роль принадлежит вертикалям - колокольне, завершениям храма и северного придела.

Можно посмотреть фотографию


Палаты XVIIв.
77 Палаты XVIIв., Волхонка ул., д.8.

Построены во второй половине XVII в. в усадьбе Волконских и составляют два этажа юго-западной части существующего ныне здания. Вытянутый "брусом" объем включает подклет и основной этаж. Стены и своды помещений подклета выложены из белого камня, основной этаж - из орленого кирпича. В 1788 г. здание надстроено и продолжено к северо-востоку, был сбит кирпичный декор дворового фасада палат. Вскоре появилась пристройка к юго-западной части дворового фасада.


Церковь Николы на Старом Ваганькове
78 Церковь Николы на Старом Ваганькове, Староваганьковский пер., д. 14.

Каменный храм на высоком белокаменном подклете был сооружен в первые десятилетия XVI в. на месте первоначальной деревянной церкви. В первой половине XVII в. прежнее здание разобрали, сохранив часть белокаменного подклета, которую потом включили в объем построенной тогда церкви. В 1745-1759 гг. Никольский храм перестраивался, в 1782 г. к нему с запада пристроена колокольня. В 1842 г. колокольня снесена, остался только нижний ярус, где размещался притвор.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба Лопухиных
79 Городская усадьба Лопухиных, Малый Знаменский пер., д.3.

Основной объем сформировался в XVII в. К 1738г. дом имел существующую конфигурацию плана и принадлежал Ф.А.Лопухину, в 1774 г. включен в состав Пречистенского дворца. Впоследствии дом переделывался в приемах зрелого классицизма рубежа XVIII - XIX вв.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба М.М.Голицына
80 Городская усадьба М.М.Голицына, Волхонка ул., д.14/1.

Ансамбль усадьбы, состоящей из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот, сложился во второй половине XVIII в. При покупке усадьбы М.М.Голицыным в 1738г. уже существовал каменный одноэтажный дом. В 1759 - 1766 гг. И.С.Мергасов, а затем И.П.Жеребцов возвели второй каменный этаж, полностью изменили фасады и интерьеры. В 1768- 1770 гг., возможно, при участии Жеребцова, построены каменные флигели по сторонам парадного двора, службы и ограда. В 1774г. дом предложен М.М.Голицыным Екатерине II для ее пребывания в Москве и стал главным жилым корпусом временного Пречистенского дворца. В конце XVIII в. дом опять перестраивался по проекту Р.Р.Казакова. Главный дом, сильно измененный надстройкой двух этажей в 1930 г., сохранил элементы обработки XVIIIв.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба конца XVIII - начала XIX в.
81 Городская усадьба конца XVIII - начала XIX в., Знаменка ул., д.12/2.

Двухэтажный с подвалами каменный дом существует с 1750 г. Тогда он был главным домом усадьбы П.М.Апраксина, а с 1761 г. - Р.И.Воронцова. В 1770 г. в нем помещался так называемый Знаменский театр. В 1780г. сгорели флигели по сторонам парадного двора, дом сильно пострадал в пожаре 1812 г. и был перестроен в 1816-1825 гг. при Мусиных-Пушкиных или при С.И.Гагарине. На фасадах под штукатуркой сохранились элементы декора середины XVIII в.: фрагменты белокаменного карниза, следы сбитых наличников. После перестройки здание приобрело ярко выраженный ампирный характер.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба П.Е.Пашкова
82 Городская усадьба П.Е.Пашкова, Моховая ул., д.26.

Пашков дом - один из самых известных архитектурных памятников Москвы - принадлежит к числу наиболее ярких и своеобразных произведений русского классицизма. Он выстроен в 1784-1788 гг. для П.Е.Пашкова. Автором проекта считается В.И.Баженов. Ансамбль уникален среди московских городских усадеб по художественной целостности, все его постройки являются элементами единого авторского замысла. Здание поставлено на Ваганьковском холме, одном из немногих значительных возвышений в центре города. Склон холма служит естественным постаментом ансамбля, фасад которого сориентирован на Боровицкие ворота Кремля, между ними пролегала слабо застроенная долина реки Неглинной. На склоне перед домом был разбит сад. Парадный фасад скрыт в глубине двора, а садовый обращен к городу и играет роль главного. В 1812 г. здание сильно обгорело, сгорели крыша, бельведер, частично обрушился парапет, погибли интерьеры. При ремонте бельведер и парапет были восстановлены очень близко к первоначальным формам. В 1839 г. дом от наследников Пашкова перешел в казну, в нем разместилась Четвертая московская гимназия, а с 1861 г. - Румянцевский музей, первое крупное художественно-просветительское учреждение в Москве.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом конца XVIII - начала XIXв.
83 Жилой дом конца XVIII - начала XIXв., Кремлевская наб., д.1/9.

Каменный дом выстроен не позже 1760гг. в усадьбе, принадлежавшей сыну Н.М.Зотова, воспитателя Петра I. В конце XVIIIв. дом имел компактный объем и скромное оформление с шестью плоскими пилястрами в центре фасада. В 1806г. построен мезонин, ризалиты с задней стороны, в 1812г. вдоль Лебяжьего переулка построен длинный двухэтажный корпус с пилястровым портиком в центре. Около 1817г. главный дом получил нарядную ампирную обработку фасада с шестиколонным ионическим портиком, несущим балкон мезонина. Позже был частично изменен лепной декор парадного фасада и полностью переделан мезонин.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба М.М.Нарышкина (Дом Цурикова)
84 Городская усадьба М.М.Нарышкина (Дом Цурикова), Гоголевский бульвар, д.10-12.

Ансамбль усадьбы сложился в основном в 1790-х гг. и с именем тогдашнего владельца Цурикова зафиксирован в альбомах Казакова. Центральную часть составлял построенный на основе каменных палат XVIIв. дом с пилястровым портиком и лепниной на главном фасаде. Парадный двор между каменными двухэтажными крыльями замыкал проездной полуциркулярный в плане одноэтажный корпус служб, въезд был со стороны переулка. В 1812 г. дом горел и при восстановлении получил новую обработку фасадов. Сменивший пилястры мощный шестиколонный портик коринфского ордера и центральные арочные окна придали зданию большую строгость и несколько тяжеловесную торжественность. В 1820 г. владельцем усадьбы был М.М.Нарышкин - один из видных московских декабристов. Во второй половине XIXв. дом принадлежал Удельному ведомству, здесь бывали И.С.Тургенев, А.Н.Островский, А.А.Фет, А.Г.Рубинштейн.

Можно посмотреть фотографию


Дом Глебовых
85 Дом Глебовых, Колымажный пер., д.4.

Двухэтажный каменный дом и корпус служб сооружены в 1825-1827 гг. по проекту Ф.М.Шестакова для Глебовых. Дом поставлен по линии улицы, главный вход помещен в центре уличного фасада. Фасад с центральным портиком на рустованном нижнем этаже завершен небольшим мезонином с полуциркульным окном. Трактовка ионического портика характерна для зрелого ампира. Фасад украшен лепными барельефами и коваными металлическими ограждениями балкона. Ограда вдоль улицы - начала XXв. В здании размещается Отдел гравюры и рисунка Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом начала XIXв.
86 Жилой дом начала XIXв., Знаменка ул., д.8.

Построен в 1820-х гг. как главный дом усадьбы М.П.Арбузовой и представляет собой каменное двухэтажное здание с подвалами, антресолями и двумя деревянными пристройками со двора. Несмотря на переделки второй половины XIXв., фасад дома сохранил общую композицию и первоначальную архитектурную обработку. Простой объем, преобладание горизонтальных членений, повторение одних и тех же элементов декора вдоль фасада, подчеркивающее его протяженную композицию, делают здание образцом рядового московского ампирного строительства. Каменные пилоны ворот сохранили ампирную форму и декор.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом Е.А.Хитрово
87 Жилой дом Е.А.Хитрово, Большой Знаменский пер., д.17.

Небольшой двухэтажный дом с деревянным мезонином - характерный образец послепожарной застройки Москвы - построен в начале 1820-х гг. для Е.А.Хитрово. В подвальной части использован более старый объем со сводами. С 1827 по 1831г. усадьба принадлежала Д.В.Давыдову. В эти годы дом был расширен со стороны двора. Боковые части первого этажа были рустованы, что подчеркивало вертикаль центрального ризалита. Уцелели тонкопрофилированные белокаменные карнизы и сандрики. Центр заднего фасада выделен парой преувеличенно вытянутых пилястр, несущих мезонин.

Можно посмотреть фотографию


Музей изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина)
88 Музей изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), Волхонка ул., д.12.

Здание построено в 1898-1912гг. по проекту Р.И.Клейна на месте, где находился царский Конюшенный (позже Колымажный) двор. В основу проекта положен конкурсный проект П.С.Бойцова. Идея создания музея изящных искусств при Московском университете как центра преподавания истории искусств принадлежала профессору университета И.М.Цветаеву. Прямоугольное в плане здание с тремя ризалитами на боковых фасадах и с колоннадой с портиком на главном фасаде занимает целый квартал. В оформлении фасадов автор использовал элементы декора Афинского Акрополя. Легкая ионическая колоннада играет роль своеобразного экспоната. Над ней помещена копия фриза Парфенона, выполненная из белого уральского мрамора. Фриз на аттике украшен рельефом из каррарского мрамора с изображением Олимпийских игр в Древней Греции. Лестница главного входа, подиум колоннады и ограда выполнены из серого гранита. Оформление экспозиционных залов отражало различные этапы истории культуры: "Греческий дворик", "Христианский (Итальянский) дворик", "Египетский зал" и т.д. Центральный зал второго этажа имитирует интерьер античного храма с двумя ярусами колонн.

Можно посмотреть фотографию


Доходный дом Л.В.Шамшиной
89 Доходный дом Л.В.Шамшиной, Знаменка ул., д.8/13.

Построен в 1910-1911гг. Проект шестиэтажного дома был составлен в 1909г. И.С.Благовещенским, но переделан Ф.О.Шехтелем. Шехтель сохранил объем здания и планировку, изменив архитектурную обработку. Лифты устроены на парадной и обеих черных лестницах. Из первоначального проекта взяты расположение эркеров и мотив угловой башенки. Новаторство проекта Шехтеля состоит в укрупнении ритма фасадов, каждые два окна заменены одним очень широким. Новизну образа усиливает лаконичность обработки: четкие очертания проемов словно прорезаны в гладко облицованной стене. Лепной декор с несколько жестко трактованными растительными мотивами применен только на ленте венчающего фриза, в обрамлении парадного подъезда и картуша посередине углового эркера. Башенка, венчающая угловую вертикальную композицию, со стилизованным романским куполом, выполнена в виде классической беседки. Ее изящный четкий силуэт рассчитан на восприятие с далеких точек, так как дом стоит на высоком месте, почти на вершине Ваганьковского холма.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых
Городская усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых, Гоголевский бул., д.6.

Главный дом городской усадьбы был построен в середине XVIIIв., в первой четверти XIXв. перестраивался. С 1870г. усадьбой владел известный предприниматель, меценат, коллекционер и общественный деятель С.М.Третьяков. В 1871-1873 дом был существенно перестроен архитектором А.С.Каминским по заказу Третьякова. Фасады дома получили обработку в русско-византийском стиле. С 1873г. здесь размещалась коллекция произведений западноевропейского искусства, собранная С.М.Третьяковым. Позже он передал коллекцию Третьяковской галерее, откуда она перешла в Музей изобразительных искусств. После смерти С.М.Третьякова в 1892г. дом купил банкир и промышленник П.Рябушинский. С 1987г. здесь размещается правление Фонда культуры. В 1994г. здание реставрировалось.

Можно посмотреть фотографии


Городская усадьба Васильчиковых-Оболенских-фон Мекк >
Городская усадьба Васильчиковых-Оболенских-фон Мекк, Гоголевский бул., д.14, стр.1.

Два здания по линии Пречистинского бульвара были построены в 1822 году, когда усадьбой владела Е.И.Васильчикова. Её сын Н.А.Васильчиков примкнул к декабристам и после восстания, в котором он не принимал непосредственного участия, был в этом особняке арестован. В 1830-х годах владение приобрела графиня Е.А.Зубова. Здесь жил и её брат С.А.Оболенский. В 1860-х годах была осуществлена коренная перестройка. Два здания объединили, создав между ними помещение с большим залом. хорами и гостиными. В особняке появились камины, хрустальные люстры, персидская и мавританская комнаты. В 1865 году усадьбу купил купец А.В.Алексеев, в 1884 году его вдова продала часть дома Н.К.фон Мекку, сыну Н.Ф фон Мекк, долгое время поддерживавшей П.И.Чайковского и известной длительной перепиской с композитором. С 1889 по 1918 год усадьбой владела Л.И.Зимина, представительница купеческого рода, владевшего Зуевской текстильной мануфактурой. Её брат С.И.Зимин создал частную оперу. После национализации в здании с 1923 года размещался Верховный суд РСФСР. потом жилой дом для политических эмигрантов. С 1956 года здесь работает Центральный шахматный клуб. В 2015-2016 была проведена реставрация, при которой восстановили многие исторические интерьеры здания.

Можно посмотреть фотографии