![]() Общий вид усадьбы с юга. Фотография 2006г. |
Село получило название от воеводы Ф.А.Свибло, одного из ближайших бояр Дмирия Донского. Документально Свиблово известно с XVв., оно было великокняжеским селом, с 1620г. было пожаловано стольнику Л.А.Плещееву и в его роду оставалось вплоть до начала XVIIIв., когда перешло к К.А.Нарышкину, затем опять вернулось Плещеевым. Коренная перестройка усадьбы была осуществлена в 1782-1806гг. при генерал-майорше М.И.Высотской. Композиционную законченнось ансамбль приобрел в 1820-х гг. при купце И.П.Кожевникове. От планировочной структуры ансамбля до настоящего времени остался комплекс парадного двора. Из усадебных построек сохранились людской флигель, церковь, первый кирпичный этаж главного дома. Два флигеля были построены заново в 1980-х гг. из кирпича вместо утраченных деревянных. Церковь в усадьбе Свиблово построена Нарышкиными в 1708г. В архитектуре церкви формы "московского барокко" сочетаются с приемами новой ордерной архитектуры петровского времени. Крестообразный план храма, декоративные детали наличников окон и портиков восходят к традиции XVIIв., в то же время завершающая часть с трехчастными окнами, системой пилястр восьмерика близка к Меньшиковой башне. Заметную роль в убранстве играет парапет с фигурными балясинами, венчающий объем основного восьмерика. От усадебного парка сохранились два копаных пруда у берега р.Яузы.
Главный дом. Дом построен, по-видимому, в 1780-х гг., при М.И.Высотской. До настоящего времени сохранились лишь кирпичные стены первого этажа. Деревянный второй этаж и мезонин 1820-х гг. разрушены в 1990-х гг. В первоначальном виде это был монументальный дом-дворец с балконами на обоих фасадах. Со стороны Яузы балкон опирался на четыре колонны. Фасады первого этажа характерны для раннего классицизма. Окна с лучковыми перемычками заглублены в ниши. Углы здания обработаны широкими пилястрами. Второй, деревянный обшитый тесом этаж был обработан в духе позднего классицизма, видимо, во время перестройки усадьбы в 1820-х гг. Второй этаж был жилым и парадным, сочетал анфиладную и коридорную планировки. Первый этаж имел в основном хозяйственное назначение.
![]() Главный дом усадьбы. Фотография 2006г. |
![]() Изображение главного дома. Фотография 2006г. |
![]() Главный дом. Фотография 2009г. |
![]() Главный дом и флигели. Фотография 2017г. |
![]() Главный дом. Задний фасад. Фотография 2017г. |
![]() Главный дом и восточный флигель. Фотография 2009г. |
Флигели. Два одинаковых деревянных флигеля по сторонам главного дома были в конце 1980-х гг. заменены кирпичными оштукатуренными копиями. Главные фасады акцентированы балконами на четырех тосканских колоннах и фронтонами с полукруглыми итальянскими окнами.
![]() Восточный флигель. Фотография 2006г. |
![]() Западный флигель. Фотография 2006г. |
Людской флигель. Флигель выстроен за несколько строительных периодов. Первоначальная постройка существовала в начале XVIIIв. Он нее, вероятно, ничего не сохранилось. Существующее здание было построено в 1820-х гг. и сначала представляло собой кирпичное Г-образное в плане сооружение со скруглением в средней части, над которым возвышался мезонин. В середине XIXв. корпус удлинили пристройкой объема к восточному крылу. Позднее мезонин был заменен деревянным вторым этажом, первоначально с открытым срубом. К настоящему времени второй этаж обшит тесом.
![]() Людской флигель. Фотография 2006г. |
![]() Людской флигель. Фотография 2006г. |
Троицкая церковь. Церковь построена в 1708г. В 1709г. был пристроен придел Георгия Победоносца и возведена отдельно стоящая колокольня, которую в конце XVIIIв. заменили на ныне существующую. В облике церкви сочетаются черты "московского барокко" и раннего петровского барокко. Над крестчатым основанием возвышается четверик, несущий восьмерик, увенчанный глухим барабаном. Нижний объем обработан в духе "московского барокко" пучками колонн на гранях, наличниками окон с колонками и разорванными фронтонами. Белокаменные детали с сочной резьбой контрастно выделяются на фоне кирпичных неоштукатуренных стен. Четверик обработан в стиле европейского барокко. Основу его композиции образует трехчастное арочное окно с круглым окошком над ним. Восьмерик сочетает оба стиля: при плоскостном характере обработки стен углы выделены парными колоннами со свободной интерпретацией ордера. Северный придел, перекрыт полулотковым сводом и увенчан главой на восьмигранном барабане. Колокольня, пристроенная к западному фасаду храма, выполнена в стиле зрелого классицизма с использованием канонического ордера. Нижний ярус - четверик, обработанный колоннами тосканского ордера, несет ротонду с арочными проемами звона и колоннами ионического ордера между ними.
![]() Вид церкви с юга. Фотография 2009г. |
![]() Вид церкви с востока. Фотография 2009г. |
![]() Вид церкви с северо-востока. Фотография 2001г. |
![]() Вид с севера. Фотография 2001г. |
![]() Вид церкви с севера. Фотография 2017г. |
![]() Фрагмент восточной стены и апсиды. Фотография 2001г. |
![]() Колокольня. Фотография 2006г. |
![]() Часовня. Фотография 2009г. |
![]() Фрагмент парка на Яузе. Фотография 2009г. |
![]() Свибловский родник. Фотография 2017г. |
![]() Пруды и мостик. Фотография 2017г. |
![]() Ротонда на острове. Фотография 2017г. |