Ново-Девичий монастырь
Фото 2000г.
Участок ограды с Чеботарной и Швальной башнями,
колокольня. Фотография 2000г.
Фото 2013г.
Швальная башня и колокольня. Фотография 2013г.

Фото 2001г.
Монастырь со стороны пруда. Фотография 2001г.

Фото 2002г.
Вид на монастырь с востока. Фотография 2002г.

На плане приведены основные постройки монастыря. Щелкнув по изображению выбранного сооружения мышкой, можно получить о нем дополнительную информацию.

Собор иконы Богоматери Одигитрии Смоленской Церковь Успения с трапезной Церковь Амвросия и Ирининские палаты Певческий корпус Южные ворота с церковью Покрова Северные ворота с церковью Преображения Палаты у северных ворот Колокольня Больничные палаты Кельи у южной стены Стрелецкая караульня у Напрудной башни Стрелецкая караульня у Сетуньской башни Стрелецкая караульня у Чеботарной башни Стрелецкая караульня у Никольской башни Палаты царевны Марии Алексеевны Сторожка Часовня-усыпальница Прохоровых Сетуньская башня Чеботарная башня Напрудная башня Затрапезная башня Никольская башня Предтеченская башня Покровская башня Швальная башня Иосафовская башня Царицынская башня Лопухинская башня Саввинская башня Кельи Филатьевское училище Казначейский корпус Часовня-мавзолей Волконских Стены и башни


Собор иконы Богоматери Одигитрии Смоленской

Собор. Фото 2001г.
Вид собора с севера. Фотография 2001г.

Первый собор построен в 1524-1525гг. В 1525г. произошло внезапное и катастрофическое обрушение храма, погибли 56 человек, видимо, вся артель, строившая храм. Собор был быстро восстановлен и в 1526-1530гг. уже расписан. Стены этого первоначального собора предположительно включены в объем существующего. Основательная перестройка храма, приведшая к его расширению и изменениям в архитектуре, относится к эпохе Ивана Грозного. При Годунове над алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас, изолировавший апсиды. Тогда же устроены боковые крыльца. Форма глав первоначально была шлемовидной. Окончательно облик собора сформировался в 1680-х гг. при царевне Софье. Два придела исчезли, другие два перестроили, новые входы украсили порталами с белокаменными колоннами, над куполами устроили существующие луковичные покрытия. Мастера Оружейной палаты создали новые иконостасы. С 1929г. собор и фрески на его стенах научно исследуются и реставрируются. Собор выстроен из кирпича с применением белого камня. Пятиглавый шестистолпный храм поставлен на подклет м с трех сторон окружен галереей-гульбищем с двумя приделами в восточных концах. В архитектуре собора подчеркнута вертикальная устремленность масс, выявлены центричность главной части здания увеличением среднего подкупольного квадрата и подвышением центрального барабана. Внешний вид собора аскетичен. Его фасады членят лопатки, соответствующие внутренним столбам. Здание делит горизонтальный пояс из двух тяг, апсиды украшены легкой аркатурой. Барабаны прорезаны узкими окошками. Первоначальные входы обрамлены перспективными порталами. Двухъярусная галерея современна собору. Верхний ярус с широкими арками прежде завершался гульбищем. Интерьер храма впечатляет колористическим богатством фресок, сплошь покрывающих стены, столбы и своды, и росписью золоченого иконостаса, выполненного Осипом Андреевым и Климентием Михайловым в 1683-1685гг.

Собор. Фото 2002г.
Вид собора с юго-востока. Фотография 2002г.

Собор. Фото 2013г.
Вид собора с юго-запада. Фотография 2013г.

Собор. Фото 2003г.
Вид собора с северо-востока. Фотография 2003г.

Собор. Фото 2003г.
Вид собора с запада. Фотография 2003г.


Церковь Амвросия ("старая трапезная") и "Иринининские" палаты

Церковь Амвросия и Ирининские палаты. Фото 2001г.
Фотография 2001г.

Комплекс церкви, трапезной и хлебодарной с примыкающими к ним с запада двухэтажными палатами сооружен в конце XVIIв. на месте более древнего с использованием фрагментов старой кладки. Видимо, основой для возведения в 1598г. палат царицы Ирины - вдовы Федора Иоанновича, сестры Бориса Годунова, стали палаты невестки царя Ивана Грозного Ульяны. К востоку от палат была поставлена соединенная с ними церковь Благовещения на месте нынешней Амвросиевской. Состав комплекса сохранился и когда к концу XVIIв древние объемы были полностью заменены существующими. Палаты традиционно продолжали называть "Ирининскими". Церковь полностью перестроена и освящена в честь Иоанна Предтечи в 1670-х гг. Квадратный в плане четверик с пониженной апсидой ранее был более стройным. Недавно восстановленный декор фасада - наличники окон с кокошниками, перспективные порталы, зубчатый пояс под карнизом - характерен для второй половины XVIIв. Сомкнутый свод храма и декоративная главка с опоясанным аркатурным поясом барабаном относятся к тому же времени. В 1771-1774гг. храм был освящен в честь Амвросия Медиоланского. Одноэтажные трапезная и хлебодарня, двухэтажные "Ирининские" палаты целиком относятся к строительству 1680-х гг. При строительстве палат были использованы фундаменты первоначального здания. Покрытия палат и трапезной и их очень сдержанный декор восстановлены при реставрации. Палаты выделяются толщиной стен и имеют двухчастную планировку: два сводчатых помещения в нижнем, хозяйственном этаже, в жилом этаже с запада обширная приемная, с востока - три небольших сводчатых комнаты.

Церковь Амвровия. Фото 2013г.
Церковь Амвросия. Фотография 2013г.


Стены и башни
Угловая Никольская башня. Фото 2000г.
Никольская башня - одна из четырех угловых круглых.
Фотография 2001г.

Первые каменные стены с десятью башнями и двумя воротами известны с 1611г. При реконструкции монастыря в 1680-х гг. они были выстроены вновь, возможно, с использованием фрагментов старой кладки. Стены с арками внутри и боевой площадкой наверху имеют от двух до четырех рядов бойниц и машикули. Последние являются постаментом для декоративных завершений. Ограда с пышными белокаменными коронами башен сходна с оградой Донского монастыря, построенной несколько позднее. Здесь, как и в Донском монастыре, есть два типа башен - четыре круглых угловых и восемь квадратных рядовых. Все они завершены аркадами на машикулях с ажурными коронами. Квадратные башни возвышаются на цоколях, выложенных белым камнем, углы акцентированы широкими лопатками. Часть башен имеет лопатку, членящую их по горизонтали. Угловые башни поставлены на мощные двухъярусные цоколи. Окна в верхней части круглые. Башни имеют внутри сводчатые этажи, на верхний проникают с боевой площадки, в нижний - изнутри монастыря. На открытый верхний ярус башен с земли ведет внутренняя лестница. Стены много раз ремонтировались. В Никольской башне в XVIIIв. размещалась церковь Николы, в 1889г. размещена Никольская часовня, вход в нее оформлен в псевдорусском "стиле".

Угловая Чеботарная башня. Фото 2003г.
Напрудная башня - одна из четырех угловых круглых.
Фотография 2003г.

 Фото 2003г.
Часть северо-восточной стены с Лопухинской и Напрудной башнями.
Фотография 2003г.

 Фото 2013г.
Стена со стороны пруда с Саввинской башней
Фотография 2013г.

Фото 2013г.
Юго-западная стена с Предтеченской и Сетуньской башнями.
Фотография 2013г.

Стрелецкие караульни

Стрелецкая караульня у Сетуньской башни. Фото 2001г.
Стрелецкая караульня у Сетуньской башни. Фотография 2001г.

К угловым башням примыкают четыре корпуса караулен, в которых размещался монастырский гарнизон. Самая большая караульня, примыкающая к Сетуньской башне, датируется 1680-ми гг. Внутри на обоих этажах по четыре сводчатых палаты. Цоколь и междуэтажная тяга образуют горизонтальные членения. Восточный, главный фасад членят по вертикали лопатки в местах примыкания внутренних стен. Одноэтажный корпус караульни у Чеботарной башни сооружен в конце XVIIв. Гладь стены оживляют лопатки и арочные окна в прямых обрамлениях. Здание реставрировалось в 1960-1965гг. Караульня у Никльской башни аналогично караульне у Чеботарной и построена в то же время. Стрелецкая караульня при Напрудной башне построена в 1680-х гг. В 1698г. в ней находилась в заключении царевна Софья. С середины XVIIIв. здание занимал монастырский приказ, после 1855г. оно использовалось под жилье. Реставрировано в 1959-1961гг. Фасады двухэтажного корпуса членят лопатки в месте примыкания внутренних стен. Окна нижнего этажа арочные, в прямоугольных обрамлениях, верхние - прямые. Нижний, подклетный этаж составляет одна палата, перекрытая коробовым сводом, связанная проемом с нижним ярусом Напрудной башни. Верхний этаж состоит из двух палат с сенями, соединен проходом со вторым ярусом башни.

Стрелецкая караульня у Напрудной башни. Фото 2013г.
Стрелецкая караульня у Напрудной башни.
(палаты царевны Софьи). Фотография 2013г.

Северные ворота с церковью Преображения

 Фото 2001г.
Вид ворот с территории монастыря. Фотография 2001г.

Выстроены в 1687-1688гг. Сохранили первоначальный вид. Проемы, пробитые в 1812г. французами для установки пушек, были заделаны. Покрытия по кокошникам, замененные в XIXв. четырехскатной кровлей, восстановлены при реставрации. Трехпролетные ворота, облицованные белым камнем, ориентированы на собор. Вытянутая в плане композиция центрируется стройным четвериком церкви с тремя ярусами окон, увенчанным пятиглавием. Над боковыми воротами расположены апсиды и трапезная. Стена четверика отделена карнизом от кокошников, украшенных раковинами. Фасады обрамлены стройными колонками, окна - однотипными наличниками. Сохранился уникальный резной позолоченный иконостас работы мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева. Иконы - работы мастеров Оружейной палаты.

 Фото 2003г.
Вечерняя подсветка. Фотография 2003г.

 Фото 2003г.
Вид ворот с территории монастыря. Фотография 2003г.

Фото 2013г.
. Церковь Преображения. Фотография 2013г.

Палаты у северных ворот ("Лопухинский" корпус)

Фото 2003г.
Фотография 2003г.

Фото 2013г.
Фотография 2013г.

Построены в 1680-х гг. для царевны Екатерины Алексеевны, вплотную к северными воротам. Башня была соединена с палатами проемами. В 1727-1731гг. в них жила жена Петра I Евдокия Лопухина. В последующих ремонтах уничтожена внешняя лестница, разобран карниз и понижена кровля. Стилистически палаты увязаны с надвратной Преображенской церковью. Палаты - одно из наиболее богатых жилых зданий монастыря с характерными признаками "московского барокко". На окрашенных "под кирпич" стенах выделяются пышные наличники окон парадного этажа. Они сгруппированы по три и по четыре и разделены лопатками, к которым первоначально примыкали белокаменные колонны, от которых сохранились базы и капители. Редкие окна нижнего сводчатого этажа не имеют наличников. На сводах верхнего этажа первоначально располагался висячий сад с гульбищем, огражденным парапетом. В 1744-1745гг. своды были заменены деревянными перекрытиями. Очевидно, тогда же на фасаде появились солнечные часы.


Церковь Успения с трапезной

Фото 2001г.
Вид церкви с востока. Фотография 2001г.

Трапезная. Фото 2001г.
Угол трапезной. Фотография 2001г.

Трапезная. Фото 2013г.
Фотография 2013г.

Комплекс выстроен в 1684-1687гг., тогда же расписан снаружи и внутри. Мастерами Оружейной палаты под руководством Карпа Золотарева был сооружен резной золоченый иконостас и написаны иконы. Храм Успения с церковью Святого Духа в верхнем ярусе, трапезная и примыкающие к ней три палаты поставлены на едином подклете. Первоначально здание окружала арочная галерея-гульбище. Объем храма изначально завершали кокошники и венчало пятиглавие. Над трапезной был построен второй, деревянный этаж, подчеркивавший светский характер здания. По плану и силуэту Успенская трапезная повторяла комплекс "Старой трапезной" с Ирининскими палатами, с которым составляла функциональное и архитектурное целое. В 1740-х гг. под руководством И.Ф.Мичурина переделаны северные крыльца. К 1780г. разобрали галереи, здание укрепили белокаменными контрфорсами, вновь построили крыльца. При пожаре 1796г. исчезла деревянная надстройка. При восстановлении комплекса под руководством М.Ф.Казакова вместо пятиглавия над рядами кокошников церковь получила скатную крышу и стала одноглавой. В пожаре погибли росписи, в 1817г фасады были окрашены "под кирпич". Несмотря на поздние искажения, здание является значительным произведением "московского барокко". Фасады отличает гармония в распределении декора, главную роль в котором играют наличники с полуколоннами, завершенные "петушиными гребешками". Пучки полуколонн акцентируют углы здания. Западная часть комплекса объединена с храмом ритмом окон и карнизом с парапетом.

Успенская церковь. Фото 2003г.
Успенская церковь. Вид с юга.
Фотография 2001г.

Палаты царевны Марии Алексеевны (у южных ворот)

Фото 2001г.
Фотография 2001г.

Выстроены во второй половине XVIIв. Первоначально были двухэтажными и предназначались для царевны Марии Алексеевны. Позднее появился третий этаж - терем. С северной стороны терема существовала крытая галерея, соединенная с папертью Покровской надвратной церкви. В XVIII-XIXвв. здание неоднократно ремонтировалось, галерея теремка была заложена. Кирпичные, с белокаменными деталями палаты включают в себя участок стены. Два нижних этажа объединены колоннами. Парапет объединяет верх этажа и площадку Покровской церкви. Теремок крыт двускатной кровлей. Внутри сохранились сводчатые помещения и лестница.

Фото 2003г.
Фотография 2003г.

Южные ворота с церковью Покрова

Фото 2001г.
Вид с территории монастыря. Фотография 2001г.

Первоначально были главными воротами монастыря. Выстроены в 1683-1688гг. из кирпича и белого камня. Трехпролетные ворота, украшенные парными полуколоннами, выполняют роль подклета церкви. Храм необычен по композиции, он составлен из трех стоящих по одной оси башенок типа "восьмерик на четверике", увенчанных главками. Средняя, высокая, с двусветным четвериком - собственно церковь, две другие - алтарь и небольшая трапезная. Окна церкви обрамлены наличниками, характерными для "московского барокко". Внутри сохранился четырехъярусный иконостас, возможно, современный церкви.

Фото 2013г.
Вид с территории монастыря. Фотография 2013г.

Певческий корпус

Фото 2003г.
Юго-восточный фасад. Фотография 2003г.

Фото 2003г.
Южный фасад здания. Фотография 2003г.

Фото 2013г.
Северный фасад здания. Фотография 2013г.

Протяженное в плане одноэтажное здание возводилось с 1718 по 1726г. как обычные кельи. В XIXв. переоборудовано, и в нем поселили монахинь-певчих, откуда возникло название. В плане корпус составлен из однотипных, первоначально изолированных жилых ячеек с сенями, объединенных по северному фасаду галереей. Здание имело двускатную кровлю. Каменные крыльца построены в 1783г. Внутри в большинстве помещений сохранились своды.

Фото 2013г.
Вид с запада. Фотография 2013г.

Колокольня

Фото 2013г.
Колокольня. Фотография 2013г.

Фото 2001г.
Фотография 2001г.

Уникальное по архитектурно-градостроительным достоинствам произведение "московского барокко". Построена из кирпича с белокаменными деталями в 1683-1689гг. Сочетала в себе функции монастырской звонницы, церкви "под колоколы" и дозорной вышки, что подчеркивает переход, связывавший ее со стеной. До 1812г. на колокольне были часы. Благодаря высоте (70м), изяществу пропорций и красоте стала главной вертикалью всей западной части Старой Москвы. Легкость и стройность колокольни, составленной из пяти уменьшающихся кверху восьмериков, и увенчанной главкой на восьмигранном барабане, подчеркнута гармоничным размещением декора. Все ярусы имеют гульбища с белокаменными балюстрадами. Восьмерики украшены колонками по углам, арочные проемы и окна - резными деталями. Массивность основания маскируется опоясывающей его стройной белокаменной аркадой. Необычайно важна роль белокаменных вазонов-пинаклей, стоящих по углам балюстрад - они усиливают впечатление изящества и остроты силуэта колокольни. В колокольне размещались две церкви - в нижнем этаже основания - Варлаама и Иосафа, во втором ярусе - Иоанна Богослова.

Фото 2003г.
Вечерняя подсветка. Фотография 2003г.

Фото 2013г.
Вечерняя подсветка. Фотография 2013г.

Больничные палаты

Фото 2001г.
Фотография 2001г.

Относятся к рубежу XVII-XVIIIвв. Одноэтажный корпус типичен для утилитарной монастырской застройки того времени. Внутренние помещения одинаковы по габаритами и перекрыты сводами. Первоначально здание имело бочкообразную кровлю, ныне замененную двускатной.


Часовня-мавзолей Волконских

Фото 2001г.
Фотография 2001г.

Выстроена в 1830-х гг. и является примером архитектуры малых форм позднего классицизма. Поставлена над могилой участника Отечественной войны 1812г. Д.М.Волконского и затем превращена в усыпальницу его семьи. Стены белокаменного мавзолея оформлены пилястровыми портиками. Над ними аттики с акротериями в виде трагических масок. Усыпальница завершена ложным ребристым куполом на низком барабане. Сохранились чугунные литые двери.

Фото 2013г.
Фотография 2013г.

Часовня-усыпальница Прохоровых

Фото 2001г.
Фотография 2001г.

Высокая часовня-усыпальница семьи купцов Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры, выстроена в 1911г., предположительно архитектором В.А.Покровским. Мрачноватое серое здание, напоминающее столпообразные храмы Древней Руси, выполнены в неорусском "стиле". В его архитектуре переосмыслены и объединены черты различных по времени и стилю древнерусских школ зодчества: в декоре присутствуют мотивы владимиро-суздальской резьбы XII-XIIIвв., в завершении - подобия закомар московских храмов XV-XVIвв.


Филатьевское училище (приют)

Фото 2002г.
Фотография 2002г.

Существующее здание возведено в 1871-1878гг. В нем семьей Филатьевых было учреждено училище и приют для сирот. Скромное по оформлению здание оживлено балконом на главном фасаде. Окна с лучковыми перемычками, мелкопрофильный декор фасадов с вкраплением псевдорусских элементов - характерные признаки эклектики 1870-х гг.


Кельи у Швальной башни

Одноэтажное здание, примыкающее к стене у Швальной башни и связанное с колокольней, выстроено на рубеже XVII-XVIIIвв. и предназначалось для царевны Евдокии Алексеевны. В конце XIXв. здание служило для выпечки просвир и жилья просфорниц. Скромный кирпичный объем с лопатками по углам и окнами в прямоугольных рамах разделен внутри на небольшие сводчатые помещения.


Кельи у южной стены (Погребные палаты)

Каменный домик конца XVIIв. у южной стены ранее был одноэтажным и предназначался, видимо, для хозяйственных нужд. В первой четверти XVIIIв. он стал жилым. Существующий двухэтажный корпус крыт односкатной кровлей, его фасады лишены декора. Нижний этаж сводчатый.


Казначейский корпус

Фото 2003г.
Фотография 2003г.

Каменные палаты выстроены, вероятно, на рубеже XVII-XVIIIвв. и предназначались для игуменских келий. Прежде одноэтажный корпус в первой половине XIXв. был надстроен деревянным мезонином, украшен портиком и приобрел вид классического здания. Внутри все помещения перекрыты коробовыми или сомкнутыми сводами.


Здание сторожки у Северных ворот (воротная келья)

Кирпичное одноэтажное здание сооружено, вероятно, в XVIIв. Окна сохранили прямоугольные наличники. Деревянное крыльцо позднейшего происхождения. Внутри помещения перекрыты сомкнутыми сводами.